2 сентября 2016

Реальная налоговая нагрузка на обычные предприятия запредельна

 Может ли развиваться   реальный сектор  при действующей налоговой системе? Предлагаем вашему вниманию авторскую статью В.Л. Корочкина, первого вице-президента «ОПОРЫ РОССИИ». 

Одной из тем Петербургского экономического форума была «Есть ли жизнь после нефти?».  Сразу хочу ответить:  по нашему мнению,  при действующей в России  фискальной системе — скорее   нет.   

Несколько абзацев, которые вы прочтете ниже, родились просто из желания разобраться, к чему мы пришли за последние 25 лет «совершенствования» нашей налоговой системы. К которой приложили руки как толпы западных «специалистов»  начала 90-х, так и множество групп влияния, интересы которых  иногда прямо совпадали с задачами уничтожения России как самостоятельного экономического субъекта, иногда — с интересами разных чиновников, заинтересованных, чтобы каждый гражданин или предприятие были в чем-то всегда и обязательно виновны.

Итак, регулярно и последовательно в общественное сознание много лет подряд  внедряется мысль: «совокупная налоговая нагрузка на экономику у нас не больше, чем в других развитых странах мира».

Во-первых, почему именно давно «развитых»? Почему нас,  в момент глобальной перестройки  и смены одного общественного строя другим надо с ними  сравнивать? И вообще,   насколько это утверждение достоверно  по отношению к единичному производственному предприятию?

Во-вторых, никогда и никому из простых граждан не объяснили, откуда следует такой вывод. Типа, «верьте нам на слово». 

В-третьих, хочется все-таки понять, сколько же реально платит каждый гражданин государству для того, чтобы оно обеспечивало его минимальными гарантиями безопасности, здоровья, образования, неприкосновенности собственности и личности и всеми прочими гарантированными Конституцией правами.

Давайте попробуем подсчитать. Выберем за единицу 1   рубль легальной зарплаты, который каждый из нас тратит в легальном розничном магазине. Итак...

Гражданин пришел в кассу работодателя, чтобы получить 1 честно заработанный рубль.

С этого рубля по налоговому кодексу он должен уплатить 13% подоходного налога. В большинстве стран он делает это сам. Не сразу, а в конце года, когда подсчитает все свои годовые прибыли и траты и поймет, под какую налоговую ставку он попадает (в большинстве стран она сильно зависит от совокупного годового дохода) и сколько имеет право вычесть, так как в течение года он тратился на медицину, образование, ипотеку, благотворительность и тд.

У нас, к сожалению, все  наоборот.  Он имеет право кое-что «вернуть» из уплаченного за него предприятием, если не забудет собрать  и вовремя подать все нужные документы.   Вычесть и, не выдавая на руки работнику, перечислить в бюджет первые 13 копеек   из 1 рубля зарплаты,   является обязанностью работодателя. То есть, на руки в кассе он  получает  87 копеек из заработанного рубля. 13 копеек уже  ушли государству.

Кроме того, с этого самого заработанного работником рубля,    предприятие  обязано заплатить 26 копеек в пенсионный фонд и 4 в прочие страховые фонды.

Уже получается, что 45 копейки (13 за счет работника, 32 за счет предприятия (!) с выданного работнику рубля ушли государству одновременно, «не отходя от кассы».   До того, как он даже собрался его потратить....

Что же происходит в момент оплаты оставшимися копейками  товара с полки розничного магазина? И сколько налогов с суммы, принесенной в магазин гражданином, дополнительно причитается государству?

Прежде всего, безусловно, вспоминается пресловутый НДС — налог на добавленную стоимость. По сути, разновидность акциза на все виды товаров, который двигается   от  производителя по  цепочке оптовых   продавцов, но в сумме всегда (у нас) составляет 18% от конечной покупки в розничном магазине.  Которые платит «де факто» потребитель. В нашем случае, получивший в кассе предприятия 87 копеек от заработанного рубля.

Это значит,  что в момент, когда гражданин оплатил товар в кассе, с его оставшихся 87 копеек еще 18% т. е. 15,7 копейки  без всяких дополнительных разговоров безоговорочно причитаются государству. (НДС начисляется «по отгрузке»). Конечно, этот налог платит не гражданин. Но для того, чтобы он товар купил,  его обязательно заплатили!

45+15,7 = 60,7: т. е. для того чтобы гражданин мог потратить на себя любимого 1 заработанный рубль, 61 копейка должна уйти государству.

Дальше… Возьмём максимальную разумную рентабельность, скажем, в 20%.

Тогда из полученного продавцом рубля его прибыль составит 16,67 коп., всё остальное уйдёт «на себестоимость», то есть будет заплачено кому-то… Из этих 16,67 коп. 20 % (3,33 коп.) придётся заплатить налога на прибыль. Только 13,34 останется предпринимателю.

Суммируем. За 13,33 коп. предпринимательской прибыли государству прямо и непосредственно заплачен 1 руб. 07,73 коп. (косвенно – гораздо больше, в составе тех 83,33 коп, которые предприниматель заплатил контрагентам. Мы их не считаем, поскольку из них государству будут платить другие).

Таким образом, при 20 %-й рентабельности 1 рубль прибыли предпринимателя – это больше 8 рублей (8 руб. 08 коп.), уплаченных государству!

При сказочной рентабельности в 50 % государство получит на рубль вдвое меньше, «всего» 4 руб. 04 коп…

Для интереса: при рентабельности 10,5 %, (т.е. при прибыли, составляющей 9,5 коп. на рубль дохода, и налоге на прибыль 1,9 коп.) государству-то уйдут 1 руб. 09,63 коп., а вот предприятию останется всего 7,6 коп.

Говоря проще, при рентабельности, соответствующей сегодняшней ключевой ставке Центробанка (т.е. при рентабельности, которую Правительство считает «нормальной», «допустимой»), на 1 рубль предпринимательской прибыли государство забирает себе 14 руб. 17,5 коп. налогов и других обязательных платежей. Мороз по коже!..

Но это только начало. Дальше не так однозначно, но не менее интересно.

Каждый более или менее образованный человек знает, что кроме НДС, к сожалению, у нас в стране существует еще много разных прочих налогов.  Сборы-поборы пока не трогаем. Хотя, того, что налогами не считается, но в обязательном порядке уплачивается, довольно много. И не только в государственный бюджет, но все чаще и чаще во всякие прочие не вполне бюджетные, но ничего полезного не производящие  организации.

Транспортный налог, который составляет, по некоторым оценкам, до 3-х процентов в стоимости некоторых видов товаров.

Налог на недвижимость, теперь от кадастровой стоимости (в 90% рассчитанной непонятно кем и непонятно как), который платится независимо от результатов хозяйственной деятельности предприятия...

Утилизационный сбор, который каждый производитель или импортер обязан платить. По проекту — до 3-х%  от объема выпуска продукции.

Все это добавляет в цену товара на полке  еще как минимум 3-4% бюджетных обязательств.

Совсем худо дело, когда гражданин приобретает товар, облагаемый дополнительным акцизом (напомним, что НДС по своей природе тоже разновидность акциза).

После всех этих расчетов ответ на вопрос, вынесенный в начало, представляется очевидным:  легальная экономика в рамках действующей налоговой системы существовать не может.   Именно поэтому страна все больше превращается в одну сплошную «зону   территорий» и «зону опережающего развития»....

И может быть самое время  их «объединить» в одну сплошную зону «нормального экономического развития»?  

Добавить комментарий
Комментарии (0)