10 апреля 2017

В Москве прошел форум «ГОСЗАКАЗ: За честные закупки»

Контрактная система РФ, регламентирующая закупки госзаказчиков (44-ФЗ), спустя четыре года после создания по-прежнему стоит на распутье.

Многие эксперты, как показали дискуссии на прошедшем в Москве выставке-форуме «Госзаказ — за честные закупки», продолжают считать, что созданная система еще не доказала свою жизнеспособность.
 
 
«Принятие законов «О контрактной системе» и «О закупках отдельных видов юридических лиц» (223-ФЗ) отбросило в глазах субъектов среднего и малого предпринимательства систему закупок назад, — сказал первый вице-президент общественной организации «Опора России» Владислав Корочкин. — Когда действовал закон о госзакупках — 94-ФЗ, доверие МСП (малого и среднего предпринимательства — ИФ) к госзакупкам росло. Было понимание, что любой предприниматель может принять участие в честной конкуренции за госзаказ».
 
В настоящее время, по утверждению Корочкина, такого доверия нет. «При закупках свыше 10 млн рублей честные закупочные процедуры нереальны, — считает он. — Действующая система требует изменений и донастройки».
 
Схожей точки зрения придерживается гендиректор ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям республики Татарстан» Яков Геллер. По его мнению, 44-ФЗ не обеспечивает ни одну из основных заявленных целей — ни прозрачность закупок, ни конкуренцию, ни экономию.
 
«Благодаря команде Минэкономразвития, которая на этапе подготовке 44-ФЗ добилась внесения изменений в тогда еще законопроект, мы сейчас имеем закон, с которым можно хоть как-то работать, — считает Геллер. — Но заниматься улучшением изначально ущербной системы бессмысленно».
 
Такая же позиция высказывалась в ходе заседания экспертного совета по госзакупкам при Торгово-промышленной палате (ТПП) РФ. Тогда ряд членов совета посчитал, что сейчас целесообразнее подготовить совершенно новый закон о госзакупках, чем заниматься постоянным изменением действующего закона о контрактной системе.
 
Неоднозначное «за»
В пользу контрактной системы, по мнению министерств и ведомств, говорят полученные результаты. По данным Минэкономразвития, приведенным в докладе по мониторингу применения закона «О контрактной системе», экономия по закупкам в рамках 44-ФЗ за 2016 год составила 419 млрд рублей (376 млрд рублей в 2015 году) — среднее снижение цен по закупкам составило 8,2%, в том числе благодаря прямым контрактам с субъектами малого и среднего предпринимательства (930 тыс. контрактов на 610,9 млрд рублей).
 
Еще одним аргументом «за» является возросшая прозрачность всех закупочных процедур, в том числе в части планов заказчиков.
 
В свою очередь Федеральная антимонопольная служба (ФАС) РФ сообщала о поступлении в 2016 году 84,3 тыс. жалоб на действия заказчиков, что на 20% больше аналогичного показателя 2015 года. В результате их рассмотрения служба посчитала обоснованными 27,9 тыс. жалоб, по которым выдала 22,9 тыс. предписаний об устранении выявленных нарушений. Еще 15 тыс. жалоб были возвращены заявителям, а 6,8 тыс. жалоб заявители отозвали самостоятельно.
 
По результатам рассмотрения 22,7 тыс. дел об административных правонарушениях ФАС выдала 18,5 тыс. постановлений о наложении административных штрафов на общую сумму 266 млн рублей (из них взыскано 208 млн рублей).
 
«Рост жалоб по 44-ФЗ показывает, что контрактная система работает и доверие к ней растет», — отмечал в декабре прошлого года аудитор Счетной палаты РФ Максим Рохмистров.
 
Впрочем, те же министерства и ведомства признают несовершенство контрактной системы и регулярно готовят и вносят поправки в 44-ФЗ. Иногда «в пожарном режиме», как это было в конце прошлого — начале текущего года, когда из-за скоропалительного принятия новых нормативных и правовых актов начались проблемы при работе с ЕИС.
 
В настоящее время в Госдуме РФ находятся на рассмотрении более пяти различных законопроектов, предусматривающих внесение изменений и поправок в 44-ФЗ. В их числе масштабный законопроект, предусматривающий полную электронизацию процессов госзакупок.
 
Еще ряд законопроектов готовятся в министерствах и ведомствах. Число подкрепляющих их нормативно-правовых актов подсчитать затруднительно.
 
Негативный эффект от постоянного нормотворчества в области госзакупок ранее отметила та же Счетная палата РФ. «С момента принятия 44-ФЗ в него было внесено 30 изменений, принято 160 нормативно-правовых актов, из которых в настоящее время действует всего 107, — говорил ранее М. Рохмистров. — В 2015 году план внедрения контрактной системы предусматривал выполнение 13 мероприятий, из которых 4 не выполнены, в 2016 году — 5 мероприятий, из которых 3 не исполнено».
 
По мнению Рохмистрова, частое внесение изменений лишает заказчиков и подрядчиков четкой картины, основы, на которой можно строить свою работу. В конце прошлого года СП РФ выступила с инициативой наложить мораторий на вступление в силу новых нормативно-правовых и законодательных актов в области госзакупок. Речь идет о том, что такие документы могут готовиться и приниматься в течение года, а вступать в силу они должны единовременно, раз в год.
 
Мы пойдем другим путем?
Не исключено, что дальнейшее развитие контрактной системы получит неожиданное для рынка госзакупок направление.
 
«При развитии контрактной системы принцип «цена-качество» должен быть сохранен, — заявил заместитель начальника контрольного управления президента РФ Валентин Летуновский в ходе форума. — Система (госзакупок) должна трансформироваться в единую информационную платформу, информационное пространство, где будут проходить все взаимоотношения между поставщиками, заказчиками и контрольными органами».
 
При этом Летуновский отметил, что построение этой платформы/пространства возможно, например, за счет использования российского блокчейна (технология распределенного хранения данных, обеспечивающая, в частности, контроль целостности и достоверности/неизменности данных — ИФ). По мнению Летуновского, переход к единой информационной платформе, использование новых цифровых технологий позволит перейти не просто к эффективным госзакупкам и организации контроля по ним, а к так называемым смарт (умным) контрактам.
 
В настоящее время под смарт-контрактами подразумеваются электронные алгоритмы, которые могут автоматически исполняться при определенных условиях. То есть, в случае с госзакупками речь может идти о том, что все транзакционные процессы (внесение обеспечения по контракту, авансирование работ, расчет по договору и т.п.) происходят в автоматическом режиме.
 
Ведомства, в свою очередь, в краткосрочной перспективе планируют сосредоточиться на упрощении закупочных процедур, на улучшении системы оценки результатов закупок, на контроле исполнения контрактов.
 
Источник: INTERFAX.RU
 
Добавить комментарий
Комментарии (0)