Финансовый план предпринимателя: что нужно знать?

Финансовый план предпринимателя: что нужно знать?

Как советуют многочисленные пособия по финансовой грамотности, начинающий бизнесмен должен сопоставить все выгоды и издержки открытия своего бизнеса, даже если он собирается зарегистрировать ИП, обороты которого будут очень малы.

Бизнес-план выполняет несколько функций:

•помогает четко сформулировать цели бизнеса, предполагаемые результаты деятельности компании, пути их достижения;

•содержит расчет первоначальных и текущих затрат, а также предполагаемые доходы, позволяет рассчитать предполагаемую рентабельность бизнеса;

•является документом, на основании которого потенциальные инвесторы оценивают перспективы бизнеса.

Бизнес-план не должен быть объемным, но должен содержать информацию, необходимую как для принятия внутренних решений, так и для привлечения инвестиций (если это потребуется).

Бизнес-план начинается с описания цели, задач и действий для их достижения.

Важно определить длительность этапов движения к цели (можно поставить минимальную и максимальную продолжительность).

Далее необходимо проанализировать рынок и место вашей компании на нем. Для этого надо исследовать стороны спроса и предложения.

Потенциальных покупателей рекомендуется разделить на группы и по каждой рассмотреть заинтересованность продукцией, каналы продвижения и платежеспособность. Таким образом вы сможете понять, будут ли люди готовы платить за вашу продукцию и сколько потребуется денег для ее продвижения.

Предложение – это вы и ваши конкуренты. Надо понять, насколько ваш товар уникален, есть ли у него заменители, кто их предлагает. Рекомендуется сделать список всех (или хотя бы наиболее крупных) компаний на рынке, собрать информацию об особенностях их продукции, стратегиях продвижения товара и целевых аудиториях. Это позволит определить вашу нишу на рынке, а возможно и воспользоваться лучшими практиками.

Если вы видите свое место на рынке, можно переходить к планированию расходов и доходов. В расходную часть войдут: затраты на регистрацию и получение необходимых сертификатов и лицензий, аренда помещения, закупка материалов и оборудования, оплата персонала, расходы на маркетинг. Важно не забыть и про регулярные обязательные платежи: налоги, погашение кредита (если его пришлось брать), роялти (если вы открываете бизнес по франшизе).

Доходы заранее определить сложно, но тоже необходимо. Для этого надо понять, сколько продукции вы сможете производить и продавать (это не одно и то же и по какой цене.

Далее надо соотнести доходную и расходную части бюджета и определить, будет ли ваш бизнес рентабельным. Обычно для этого рассчитывают такие показатели как чистая приведенная стоимость (NPV), индекс рентабельности инвестиций (PI) и дисконтированный период окупаемости (DPP).

Все эти показатели предполагают дисконтирование будущих доходов и расходов.

Дисконтирование – один из важнейших принципов экономики. Оно позволяет корректно учитывать будущие доходы и расходы.

Необходимо не только рассчитать общую рентабельность проекта, но и проанализировать, как будут распределены потоки доходов и расходов во времени.

Если вы потратите все денежные средства на аренду помещения, закупку оборудования и материалов для производства первой партии товаров, а доходы от ее продажи ожидаются нескоро, то может не хватить средств на уплату налогов и закупку материалов для продолжения производства. Такие кассовые разрывы могут привести к банкротству вашего бизнеса.

Еще одним важным пунктом бизнес-плана является анализ рисков.

Риски можно разделить на юридические (изменение законодательства, неправильно оформленные договора, участие в судебных разбирательствах); экономические (изменение курсов валют, рост инфляции, криз отраслей экономики); коммерческие (неэффективность рекламной компании, поставка некачественного оборудования, неоплата поставленных товаров и услуг); форс-мажор (пожар, наводнение, ураган).

В зависимости от вида вашего бизнеса можно выделить и другие виды рисков. Необходимо описать причины возникновения рисков, оценить возможный ущерб и сформулировать антирисковые мероприятия.

Например, неправильно составленный договор может появиться,

потому что вы не имеете юридического образования. Отсутствие в договоре некоторых ключевых пунктов может привести к тому, что ваши клиенты не будут своевременно производить оплату товаров и услуг, что приведет к банкротству.

Антирисковым мероприятием является консультация юриста. Рекомендуется также обратиться к экспертам, чтобы они оценили вероятность возникновения рисков и насколько сильно они могут повлиять на ваш бизнес.

Анна Косицына

По материалам Финансового Университета при Правительстве РФ

18:44
573
Нет комментариев. Ваш будет первым!