Лидер подмосковной «ОПОРЫ» В. Корочкин: «Бизнес по-прежнему страдает от избыточных требований»

Лидер подмосковной «ОПОРЫ» В. Корочкин: «Бизнес по-прежнему страдает от избыточных требований»

Владислав Корочкин, первый Вице-президент Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ», председатель Московского областного отделения организации, руководитель общественной приемной уполномоченного по защите прав предпринимателей в Московской области в г.о. Щёлково дал интервью подмосковному журналу «Право бизнеса».

Нацпроект

Владислав Леонтьевич, сейчас активно обсуждается реализация Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Как вы считаете, станет ли нацпроект прорывом в экономике? И что для этого нужно сделать?

Для того, чтобы нацпроект стал прорывом в экономике, нужны колоссальные совместные усилия государства и частного бизнеса.

Нацпроект нацелен на активный рост именно малого и среднего предпринимательства, и перед всеми нами стоит амбиционная задача по глобальному вовлечению в предпринимательство граждан нашей страны. К 2024 году количество малых и средних предпринимателей должно увеличиться почти на 6 млн человек.

Если «разбить» эту цифру на составляющие, получится следующая картина. Около 2,5 млн человек должны прийти в малый бизнес благодаря более комфортным условиям ведения предпринимательской деятельности. Акселерация должна дать еще 2 млн новых предпринимателей. Порядка 600 тысяч человек придут в бизнес, получив улучшение доступа к финансовой поддержке, еще около 100 тысяч — благодаря системе поддержки фермерства. И, наконец, полмиллиона новых предпринимателей должно организоваться после масштабной популяризации предпринимательства.

За время, отведенное на реализацию национального проекта по малому бизнесу, доля малых компаний в структуре ВВП нашей страны должна увеличиться с 22,3 до 32,5%, тогда как в экспорте товаров и услуг за границу – с 8,8 до 10%.

В целом на реализацию мероприятий нацпроекта направлено порядка 450 млрд рублей, значительная часть уйдет в регионы, в том числе и в Московскую область.

Обозначенные задачи демонстрируют, что малый бизнес должен расти в 1,5 раза быстрее, чем крупный. И если все показатели удастся достигнуть и не «провалить» реализацию напроекта, мы будем иметь действительно иную, прорывную экономику.

Что на уровне Московской области делается для поддержки и развития бизнеса?

Сегодня подмосковные предприниматели могут воспользоваться не только мерами поддержки федерального уровня, но и претендовать на получение субсидий, льгот и других преференций от регионального правительства.

В Подмосковье уже много лет успешно действует программа по поддержке малого и среднего предпринимательства. Она каждый год дополняется новыми направлениями с учетом меняющейся ситуации в стране и регионе. Например, с этого года у нас поддерживают бизнес, осуществляющий деятельность в области физической культуры и спорта, в прошлом году ввели меры поддержки для предпринимателей, которые строят гостиницы в рамках популяризации туризма, также из года в год активно поддерживается направление социально-ориентированного бизнеса.

Одним из направлений нацпроекта является популяризация предпринимательства. Что можно сделать, чтобы люди захотели стать бизнесменами? И вообще, как вы считаете, предпринимателем рождаются или становятся?

К сожалению, пока у нас в стране ничтожно мало количество людей, которые осознанно хотят стать предпринимателями. Для этого необходимо менять образ мыслей, менять отношение людей к этому виду деятельности, популяризировать малый и средний бизнес, учить основам и азам.

Многие наши опросы показывают, что основными сдерживающими моментами люди считают действия контрольно-надзорных органов, налоги, административные барьеры, недостаточный доступ к финансированию, огромное количество избыточных требований к бизнесу.

Вот когда мы решим все эти проблемы, тогда и сами люди захотят идти в бизнес. У многих из нас есть предпринимательская жилка. Я уверен: буквально каждый человек хоть раз в жизни задумывался, не открыть ли ему кофейню, булочную, или, скажем, свое турагентство. И если общий экономический климат в стране будет благоприятный, я уверен, многие из этих мечтаний и идей смогут найти реализацию в жизни.

Контрольно-надзорная реформа

Контрольно-надзорная реформа в том виде, в котором проводилась в предыдущие годы, по сути, провалилась. Новый этап сокращения избыточных требований поможет улучшить ситуацию?

Напомним, в январе 2019 года Премьер-министр Дмитрий Медведев, выступая на пленарном заседании Гайдаровского форума, указал на проблему избыточной нагрузки со стороны контрольно-надзорных органов на российский бизнес и предложил сократить устаревшие требования.

Да, действительно, несмотря на громкие заявления властей, предпринимательское сообщество, да и сами ведомства вынуждены признать: контрольно-надзорная реформа в России забуксовала.

Бизнес по-прежнему страдает от избыточных требований, которых — только вдумайтесь! — насчитывается порядка 2 миллионов. По разным оценкам, от 1,5 до 5% ВВП составляют издержки, связанные с избыточными требованиями к бизнесу.

Считаю, что необходимо ввести страхование ответственности перед потребителями, работниками и государством, а также отменить обязательное проведение специальной оценки условий труда на рабочем месте, оставив ее на предприятиях с вредными условиями труда. Что греха таить — там, где вредные условия труда отсутствуют, эта оценка часто превращается в формальность и сбор денег.

Также нужно разработать нормативные правовые акты по типу «технических регламентов» в пяти ключевых сферах безопасности: технической, санитарно-технической, ветеринарной, фитосанитарной и экологической.

В этих сферах бизнеса просто необходимы понятные всеми требования и установление единого контролера в каждой из сфер. Это поможет избежать ситуаций, когда одну компанию проверяют сразу несколько ведомств.

Как в вашем понимании должна выглядеть «регуляторная гильотина»?

Когда мы говорим о регуляторной гильотине — речь идет о некой технологии, которой нет и которую необходимо создать. Для этого надо определить ключевые показатели эффективности самой реформы.

Мы, как представители бизнеса, должны подходить к любой задаче с точки зрения ресурсов и задач, которые можно решить с их помощью. Так давайте реально оценим сложность и суммарную конечную трудоемкость той задачи, которую поставил Президент.

У нас два миллиона требований. На пересмотр каждого отдельного требования, по крайней мере даже чтобы принять решение — оставить его или ликвидировать — требуется определенное количество человекочасов. Попробуем перемножить и посмотрим, сколько этих человекочасов нужно? Получается, мы всю страну будем вовлекать в работу над реформой по такой схеме.

Когда мы оцениваем сложность и трудоемкость каждого требования, мы должны понимать, откуда берутся эти сложности. А берутся они из институциональности существования самих избыточных требований. Каждое избыточное требование — это определенное количество людей в стране, которые заинтересованы, чтобы оно сохранилось. Это и малый бизнес в том числе, который тут же начинает выдавать справки, заниматься сертификацией, обслуживанием и так далее. Это колоссальная проблема, которую нужно решать всем вместе — Правительству, бизнес-сообществу, всем политическим партиям и общественным движениям.

Нам необходимо снижение нагрузки на предпринимателей и упрощение самой системы контрольно-надзорного регулирования. Для этого нужно составить перечень подзаконных актов, которые следует отменить, подготовить архитектуру обновленных требований и уже после этого подготовить и провести согласительные процедуры новых законопроектов.

Поддержка бизнеса в Подмосковье

Владислав Леонтьевич, вы долгое время возглавляете подмосковное отделение «ОПОРЫ РОССИИ». Как удается столько времени быть лидером бизнес-объединения? Чем эта общественная нагрузка является для вас лично? Чем «ОПОРА» привлекательна для предпринимателей?

Я четко понимаю, что, только объединив усилия, мы можем добиться каких-то действительно реальных результатов и влиять на экономические процессы, происходящие в стране. «ОПОРА РОССИИ» является сегодня площадкой, дающей бизнесу не только возможность заявить о себе, но и помогающей настроить диалог с властью, обществом, другими структурами.

В подмосковное отделение «ОПОРЫ РОССИИ» сегодня приходят все больше предпринимателей, которые не только хотят развивать свой бизнес или расширять рынки сбыта, но и горят желанием как-то изменить жизнь вокруг себя.

У нас активно работают профильные комитеты, где люди объединяются по сферам деятельности. За то время, что я возглавляю подмосковное отделение «ОПОРЫ РОССИИ», все мы стали одной большой командой!

Мы проводим интереснейшие выездные мероприятия, деловые форумы и конференции, дает возможность нашим членам становиться экспертами рабочих групп при различных министерствах и ведомствах, оказываем необходимую консультационную поддержку.

Я сам, наверное, уже не вижу своей жизни без «ОПОРЫ РОССИИ», без этого драйва, эмоций, настоящих друзей, коллег. Всем нам хочется одного: повлиять на бизнес-климат и увеличить количество малых и средних компаний!

Московская область – регион-лидер по мерам поддержки бизнеса. По вашему мнению, это соответствует действительности? Что еще необходимо предпринять для улучшения бизнес-климата в области? Что мешает развитию предпринимательства?

Думаю, наш регион действительно уникален с точки зрения существующих мер поддержки. Это и имущественная, и консультационная поддержка, работа Фондов микрофинансирования, развития промышленности и внешнеэкономической деятельности, финансовая поддержка субъектов МСП и многое-многое другое.

На наш взгляд, проблемы сегодня остаются в части регулирования сферы госзакупок в таких направлениях, как пассажирские перевозки и наружная реклама. К сожалению, в этих сферах сегодня присутствуют проблемы, которые мы пытается решить совместно с Комитетом по конкурентной политики Московской области.

11:07
512
Нет комментариев. Ваш будет первым!