Контрольная функция налоговых органов: наказать или подсказать?

Контрольная функция налоговых органов: наказать или подсказать?

С заместителем руководителя УФНС России по Московской области Леонидом Витальевичем Загайновым мы поговорили о контрольной работе налоговых органов.

Леонид Витальевич, всё чаще мы слышим о том, как меняется налоговая служба — поворачивается «лицом» к налогоплательщику, взяв курс на клиентоориентированность, стремясь сделать так, чтобы исполнить налоговые обязательства можно было максимально комфортно и удобно.

Расскажите, как реализуется клиентоориентированный подход в общении с организациями, не возникает ли здесь противоречие, ведь фискальные задачи должны оставаться в приоритете у налоговиков?

— Не вижу здесь противоречия. Чем проще и удобнее платить налоги, тем больше их поступит в бюджет, следовательно, наша фискальная функция будет реализована.

А если говорить более подробно, и вернуться к понятию администрирования налогов, то могу сказать, что цифровизация экономики нашей страны дала службе новые возможности для совершенствования налогового администрирования.

Реализуя федеральную программу «Реформа контрольной и надзорной деятельности», цель которой —— сокращение административной нагрузки на бизнес и повышение качества системы государственного контроля, налоговая служба стала наиболее продвинутым контрольно-надзорным ведомством.

Что значит снижение административной нагрузки на бизнес со стороны налоговых органов?

— Здесь можно выделить несколько направлений. Первое — формирование доверительной среды между налоговыми органами и бизнесом. Мы стараемся донести до налогоплательщиков свою заинтересованность в работе без штрафных санкций за неуплату налогов. Одна из задач налоговой службы — побудить налогоплательщиков самостоятельно и в полном объеме уплачивать налоги. Исправив ошибку и заплатив в бюджет вовремя не уплаченный налог, организация обязана заплатить и соответствующие пени. В этом случае, конечно, бюджет потеряет штрафы, но выиграет в затратах на налоговое администрирование за счет снижения трудоемких контрольных мероприятий, таких как выездные проверки.

К тому же, уточнив добровольно налоговые обязательства, и тем самым избежав выездной проверки, организация сохранится как субъект предпринимательской деятельности, участвующий в развитии экономики, предоставляющий нашим гражданам рабочие места.

Второе направление — смещение акцентов с фискальных методов сбора налогов на прозрачные и понятные процедуры налогового администрирования.

Мы открыты для налогоплательщиков и не скрываем методы, используемые в контрольных мероприятиях. Налоговые органы предоставляют налогоплательщикам достаточно средств для самоконтроля.

Леонид Загайнов

Уже несколько лет доступны для налогоплательщиков методы отбора организаций для включения в план выездных проверок — Приказ ФНС России от 30 мая 2007 года «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок» размещен на сайте службы. Это те самые критерии риска и рискованные способы ведения хозяйственной деятельности, которые могут повысить вероятность включения компании в план выездных проверок.

Опубликовано письмо, в котором раскрыты все этапы работы комиссий по легализации налоговой базы, начиная с аналитической деятельности и заканчивая мониторингом показателей финансово-хозяйственной деятельности организации уже после рассмотрения материалов на комиссии.

На сайте ФНС России размещены приказы, в которых содержатся контрольные соотношения налоговых деклараций, используемые при камеральных проверках.

Сервисы «Разъяснения Федеральной налоговой службы, обязательные для применения налоговыми органами» и «Решения по жалобам» позволяют в оперативном порядке довести как до работников налоговых органов, так и до налогоплательщиков методологические позиции Минфина России и ФНС по вопросам применения налогового законодательства. Здесь же можно ознакомиться с наиболее значимыми решениями, содержащими правовую позицию налоговых органов по важным и спорным вопросам налогообложения.

Все это может быть учтено компаниями при налоговом планировании и оценке предпринимательских рисков.

— Леонид Витальевич, давайте поговорим подробнее о выездных проверках — самом неприятном для компании методе вашей контрольной работы. Именно выездная проверка несет самые серьезные последствия для бизнеса: это и доначисленные налоги, и пени, и штрафы, нередко и уголовная ответственность. Но как уже не раз заявляла налоговая служба, число выездных налоговых проверок ежегодно снижается. Почему это происходит, неужели налоговики отказались от своей фискальной функции?

— Важное влияние на результат проверки оказывает подготовка к ней, процесс отбора кандидатов на проверку. Сегодня у налоговых органов есть реальная возможность выявлять налогоплательщиков с максимальными налоговыми рисками, и именно на них мы концентрируем свое внимание, освобождая тем самым от излишнего контроля добросовестный бизнес.

Изменение концепции налогового контроля обусловлено бурным ростом информационных потоков, новыми технологиями. Доступность «больших данных» в режиме реального времени расширяет возможности для нашей аналитической работы по оценке налоговых обязательств, а также для анализа налоговой базы по отраслям экономики и отдельным налогоплательщикам.

Мы обладаем огромным массивом информации, поступающей к нам из самых разных источников. Более того, используя информационные технологии, можем оперативно анализировать не только состояние налоговой отчетности конкретной компании, мы видим все операции с ее партнерами по бизнесу, так называемыми контрагентами, можем оценивать и деятельность контрагентов, участвующих в различных схемах с целью минимизации налоговых обязательств незаконным способом.

К примеру, с 2015 года налоговые органы используют программный комплекс АСК НДС-2. Благодаря централизации процессов контроля удалось максимально автоматизировать и оптимизировать администрирование НДС. Этот комплекс позволяет определить всех контрагентов по цепочке — от заявителя налогового вычета по приобретению товара, до его производителя.

Выявляются разрывы в цепочке хозяйственных операций и, таким образом, пресекаются незаконные схемы уклонения от налогообложения. По выявленным разрывам программа автоматически направляет автотребования. Таким образом налогоплательщикам предлагается самостоятельно уточнить налоговые обязательства.В случае, если налогоплательщик «не смог» или «не захотел» работать в правовом поле и осуществляет финансово — хозяйственные операции, входящие в зону «риска», то он автоматически выпадает в выборку организаций, которые приглашаются на рабочие встречи в налоговый орган, по месту постановки на налоговый учет, где им будет предложено добровольно уточнить налоговые обязательства, возникшие в результате работы, которая привела к нарушению налогового законодательства.

В случае отказа от добровольного уточнения налоговых обязательств, программа автоматически включает налогоплательщика в план на проведение налоговой проверки (в том числе тематической).

Таким образом, имеющиеся у налоговиков программные средства позволяют проводить отбор компаний для выездного контроля практически без влияния человеческого фактора.

Риск-ориентированный подход в контрольной работе, согласно которому планирование выездных налоговых проверок — открытый процесс, построенный на отборе по критериям риска совершения налогового правонарушения, позволил из года в год снижать количество выездных проверок, повышая их эффективность. При риск-ориентированном подходе на выездную проверку отбираются организации, у которых еще до ее проведения выявлены схемы ухода от налогообложения.

— То есть хороших налогоплательщиков налоговики «видят» по своей базе и не трогают их, а работают только с нарушителями налоговой дисциплины? Что ж, это тоже фактор, снижающий административную нагрузку на добросовестный бизнес.

— Безусловно. Прошло время, когда ориентиром был охват проверками как можно большего числа налогоплательщиков.Тенденцию снижения выездных проверок налоговая служба продолжает уже несколько лет.

И в Московской области с 2007 года (когда была опубликована концепция риск-ориентированного налогового контроля) число выездных налоговых проверок в год сократилось почти в 8 раз — с 6,5 тысяч до 841 проверки в 2018 году.

Таким образом, в порядке выездного контроля было проверено 0,4% состоящих на учете юридических лиц. Сохраняется эта тенденция и в текущем году.

При этом средняя результативность одной проверки растет. К примеру, в 2018 году доначисления на одну выездную проверку составили 25 миллионов. За 1 полугодие 2019 года — 46,5 млн рублей.

— Значит, если попался «на крючок» к налоговикам, готовься к их визиту в офис и к гигантским доначислениям?

— Даже и в этом случае избежать выездной проверки вполне возможно. Мы не скрываем от налогоплательщика обнаруженные нарушения. Более того, предлагаем ему оценить возможные риски и самостоятельно до начала проверки уточнить свои налоговые обязательства. Основной упор делается не на «добор» налогов проверками, а на побуждение компаний к добровольному исполнению налоговых обязательств.

Поэтому на всех этапах налогового администрирования проводятся контрольные мероприятия, направленные на добровольное уточнение налогоплательщиком своих налоговых обязательств и уплату соответствующих платежей в бюджет без назначения выездной налоговой проверки.

Такой подход обусловлен смещением акцентов в контрольной работе на предупреждение и профилактику нарушений налогового законодательства, рост текущих налоговых обязательств налогоплательщиков, в том числе при их отказе от применения схем уклонения от уплаты налогов.

В Подмосковье в 2018 году на долю добровольных уточнений налогоплательщиками своих обязательств после проведенной налоговиками аналитики пришлось более 28% от общего объема поступлений по контрольно-аналитической работе. В 1 полугодии этого года этот показатель вырос до 42 процентов.

— А если все же компания не учитывает рекомендации налоговиков и не корректирует свои налоговые обязательства?

Тогда назначается выездная налоговая проверка, в настоящее время она является крайней мерой реагирования на нарушения законодательства о налогах и сборах, особенно в случаях, когда иные формы диалога с налогоплательщиком исчерпаны и не привели к устранению нарушений.

Такие компании включаются в план выездных проверок в приоритетном порядке, особенно, если они используют агрессивные схемы уклонения от уплаты налогов. И если речь идет о схемах, то проверка проходит с привлечением правоохранительных органов. Это позволяет выявить и собрать полную и неопровержимую доказательную базу, свидетельствующую о неуплате налогов в крупном размере. При этом работа идет не только с проверяемой компанией, но и с теми, кто участвует в схемах, с организаторами «фирм-однодневок».

— Действительно, такой «широкий» контроль, охватывающий всех участников схемы, не только не мешает развитию бизнеса, но и, напротив, оздоравливает экономическую ситуацию в Подмосковье. Понятно, что бизнес, скрывающий налоги, не способствует экономическому развитию региона.

Совершенно верно. Сегодня результаты контрольной работы измеряются не только количеством проверок, не доначисленной суммой, а состоянием администрируемой среды, изменением модели поведения налогоплательщиков, отказом от использования схем в будущем и в конечном итоге — ростом уплаты налогов в бюджет.

В целом при таком подходе: бюджет получает налоги, учитывая ошибки, продолжает работать компания, не отвлекаются на затратные контрольные мероприятия налоговые органы. Но главное — создается «чистая» бизнес-среда, формируется благоприятный деловой климат. Именно он ведет к созданию новых рабочих мест и развитию предпринимательства.

Кстати, сегодня мы практически не проверяем малый бизнес. Минимального охвата проверками этой части налогоплательщиков удалось добиться, благодаря в том числе, внедрению онлайн-касс.

Леонид Витальевич, спасибо за интересную беседу!

ОТ РЕДАКЦИИ САЙТА:Друзья, у нас отличная новость: на главном подмосковном Радио 1 запущена программа «Налоговый ликбез». Все самые актуальные налоговые новости Подмосковья —в каждом выпуске! Архив записей вы найдете ЗДЕСЬ

Читайте также:

Всё, что вы должны знать об имущественных налогах

Более полумиллиона информационных услуг предоставили налоговики подмосковному бизнесу в онлайн-режиме

Как бизнесу правильно работать с самозанятыми?

18:51
2517
Нет комментариев. Ваш будет первым!