4 апреля 2016

Игра в одни ворота?

article1911.jpg

В областном отделении «ОПОРЫ РОССИИ» не так давно была создана новая структура — Комиссия по транспорту. Появилась она не просто так — в области пассажирских автоперевозок сегодня сложилась ситуация, когда малый и средний бизнес фактически оказался отрезан от нормальной работы. Предприниматели поставлены в условия, когда их предложения и инициативы никто не слышит, а достучаться до «верхов» возможно только через общественные объединения.
Возглавил комиссию Антон Худыкин — предприниматель, давно работающий в этой области и знающий о проблемах не понаслышке.

— Антон, расскажите, как в общем обстоят дела с развитием малого и среднего бизнеса в области пассажирских автоперевозок в Подмосковье?
— Не буду лукавить — ситуация плачевная. Несмотря на то, что Министерство транспорта Московской области всячески подчёркивает важность присутствия на рынке малых предпринимателей, на деле всё оказывается с точностью до наоборот. На протяжении многих лет ведомство не уделяло должного внимания развитию конкуренции и частного бизнеса в сфере пассажирских перевозок, делая акцент только на работе с ГУП МО «Мострансавто». Сложилась ситуация, при которой малый бизнес, работающий в этой сфере, даже при огромном желании, не может полноценно осуществлять деятельность на территории Московской области.

— Как это произошло? С каким барьерами столкнулись предприниматели?
— Во-первых, при формировании лотов, выставляемых на аукционы, маршруты часто искусственно перемешиваются таким образом, чтобы небольшим компаниям было сложно или просто невозможно осуществлять по ним работу. Также маршруты объединяются в очень крупные лоты, по несколько сотен автобусов, с тем, чтобы обслуживать их могло только ГУП МО «Мострансавто» с парком свыше пяти тысяч автобусов.

Во-вторых, срок осуществления перевозок по лотам — не более года, а часто бывает полгода, квартал или вообще месяц. При этом нужно понимать, что обеспечение нормального функционирования транспортного предприятия (которому дорогую технику необходимо покупать зачастую в лизинг) невозможно с коротким горизонтом планирования.

Председатель комиссии по транспорту областной «ОПОРЫ РОССИИ» Антон Худыкин

Ну и третий, самый критичный момент, это задержка по оплатам в оговоренные государственными контрактами сроки. С одной стороны, остановить работу невозможно — люди окажутся отрезанными от мира. С другой — заправлять машины, выплачивать зарплату водителями, платить налоги и всё остальное необходимо в срок. Финансирование может приходить с огромными задержками. Если у предпринимателя нет иного источника дохода, он просто может обанкротиться. И, поверьте, если представитель малого бизнеса хоть раз попал в такую ситуацию, с огромной долей вероятности, участвовать в торгах во второй раз он уже не будет…

Из последних примеров могу привести вот какой. В одном из подмосковных муниципалитетов был небольшой маршрут, на котором работал частный перевозчик. Всё было хорошо, все довольны. Когда были объявлены торги на обслуживание данного маршрута в 2016 году, из документации убрали всего лишь одну аббревиатуру — СМП (субъекты малого и среднего предпринимательства). И тут же этот аукцион выиграло ГУП МО «Мострансавто». Несмотря на то, что там было всего два автобуса, этот гигант забрал и его…
— Возникает резонный вопрос: если практически всю Московскую область обслуживает ГУП МО «Мострансавто», зачем тогда вообще было вводить на рынок частные компании?

— Когда подмосковное правительство не могло фактически обеспечить объем перевозок и потребности общества, на рынке стали появляться частные компании, которые со своей работой прекрасно справляются.

— Вы пытались донести все озвученные проблемы до Министерства транспорта?
— Да, и неоднократно. Но обратную связь, к сожалению, получить сложно. Для того, чтобы встретиться с руководством ведомства, перевозчикам приходится выходить на уровень губернатора.

Конечно, некоторые шаги Минтранспорта всё же предпринимает. Так, перезапущена работа Общественного совета — органа, который может выносить предложения и позиции профессиональных участников рынка напрямую руководству. Также создан Координационный совет с похожими функциями.

Я считаю, в данные структуры обязательно должны включаться предприниматели и представители общественных структур, работающие в этой сфере. Однако вынужден сообщить, что меня, как председателя профильной Комиссии по транспорту областной «ОПОРЫ РОССИИ» и профессионального участника рынка, в последний момент по формальному признаку в Общественный совет не включили. То есть орган создан, это благое начинание и хорошая инициатива. А по факту людей, непосредственно работающих в этом сегменте рынка, до участия в организации работы не допускают…

— Как, по-вашему, возможно изменить сложившуюся ситуацию?
— В первую очередь, встать на защиту малого и среднего бизнеса, для которого должны быть свои аукционы. Также необходимо увеличивать сроки по контрактам, формировать лоты, учитывая интересы и возможности небольших компаний.

Обязательно нужно привлекать профессиональное сообщество к формированию повестки дня и к решению насущных вопросов. Только в этом случае мы сможем переломить ситуацию, в которой оказались, когда 75% рынка в настоящее время принадлежит одному автотранспортному гиганту.

 

Добавить комментарий
Комментарии (1)