Экспертиза и ОРВ

Уважаемые предприниматели!

Оценка регулирующего воздействия (ОРВ) является одним из новейших инструментов оптимизации государственного управления, задействованных на различных уровнях власти в России.

Основная роль ОРВ — принятие взвешенного, обдуманного решения на государственном уровне и отсев неэффективных решений на этапе принятия того или иного нормативно-правового акта.

Важным моментом в осуществлении оценки регулирующего воздействия является проведение публичных консультаций с представителями бизнес-сообщества, в результате которых выявляются положения, способствующие появлению административных барьеров для ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, экспертиза позволяет сократить расходы как среди бизнесменов, так и на уровне бюджета Российской Федерации.

                                                         ОРВ в Московской области

В соответствии с постановлением Правительства Московской области от 13.11.2012 № 1449/40 с 01.01.2013 в Московской области введена процедура оценки регулирующего воздействия проектов концепций государственного регулирования и проектов нормативных правовых актов Московской области по следующим вопросам:

  • установление требований для целей допуска хозяйствующих субъектов к осуществлению предпринимательской деятельности в сферах строительства, оптовой и розничной торговли, транспорта и связи;
  • установление правил и порядка предоставления государственной поддержки субъектам предпринимательской деятельности.

Министерство экономики Московской области определено уполномоченным органом на проведение процедуры ОРВ.

Создание правильно выстроенной системы ОРВ позволит на основе анализа существующих альтернатив и осознанном выборе наилучших из них преобразовать процесс подготовки проектов нормативных правовых актов в максимально прозрачный и публичный.

Выявление избыточных норм, которые ведут к необоснованному росту издержек со стороны предпринимателей и сдерживают их инвестиционную активность, возможно в процессе публичных обсуждений.

Снижение рисков, связанных с введением нового регулирования, позволит повысить доверие граждан и бизнеса к принимаемым государством решениям.

В целях обеспечения информационно-аналитической, методической поддержки, учета мнения заинтересованных сторон при проведении ОРВ распоряжением Министерства экономики Московской области от 28.12.2012 № 72-РМ утверждена типовая форма соглашения о взаимодействии между Министерством экономики Московской области и организацией, представляющей интересы предпринимательского сообщества.

В рамках публичных консультаций с представителями предпринимательского сообщества в целях подготовки заключения об оценке регулирующего воздействия по проектам нормативных правовых актов Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлен законопроект «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации».

Необходимость принятия данного законопроекта обусловлена тем, что в настоящее время в соответствии с частью второй статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусмотрена обязанность работодателя проводить только сертификацию организации работ по охране труда при том, что в российском законодательстве введены  две основные формы подтверждения соответствия – декларирование и сертификация.

По экспертным оценкам затраты хозяйствующих субъектов на оплату услуг консультантов при подготовке к сертификации организации работ по охране труда и оплату услуг сертификационного органа составляют в среднем не менее 250 рублей на одного работника, а в целом по Российской Федерации совокупные затраты на проведение сертификации организациями малого бизнеса составляют около 30 млрд. руб.

В настоящее время в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н «Об утверждении перечня услуг в области охраны труда, для оказания которых необходима аккредитация, и Правил аккредитации организаций, оказывающих услуги в области охраны труда» создана система из более 750 независимых оценщиков условий труда – аттестующих организаций, аккредитованных ранее Минздравсоцразвития России, а теперь Минтрудом России на право проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.

Таким образом, несмотря на наличие системы аккредитации как одного из способов контроля качества проведения аттестации рабочих мест, действующая редакция части второй статьи 212 Кодекса обязывает работодателя проходить дорогостоящие процедуры сертификации без учета его финансово-экономического положения, что ставит в невыгодное положение, в   первую   очередь,   организации   малого   и   микро-   бизнеса,   которые  не  всегда располагают средствами на оплату указанных услуг.

В этих условиях сертификация организации работ по охране труда в организациях является неоправданной дополнительной административной и финансовой нагрузкой на бизнес.

В целях повышения экономической заинтересованности работодателей к реализации мероприятий в области охраны труда, в первую очередь, в малом и микро- бизнесе путем в законопроекте предусматривается взамен обязательной, дорогостоящей и малоэффективной сертификации организации работ по охране труда введение бесплатного для работодателя декларирования соответствия условий и охраны  труда государственным нормативным требованиям охраны труда, которое будет осуществляться работодателем самостоятельно.

Законопроект предусматривает введение декларирования соответствия не только в отношении состояния охраны труда (организации работ по охране труда), но и в отношении условий труда, что является более широким применением процедуры подтверждения соответствия, чем предусмотрено действующими редакциями статей 6, 22, 210, 212 и 216 Трудового кодекса Российской Федерации.          

Просим направить предложения по доработке прилагаемого проекта с необходимыми обоснованиями, уделив особое внимание выявлению в нем положений, вводящих избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствующих их введению, а также положений, способствующих возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности.

В целях учета ваших мнений (позиций) при подготовке заключения ТПП РФ, просим подготовить и направить соответствующие материалы не позднее 11 июня 2013 года по электронной почте на адрес: soldatova@tpprf.ru.

Законопроект ОРВ 30 мая 2013

 

Лица областной ОПОРЫ РОССИИ

Карлов Сергей Сергеевич

Председатель местного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» в г. Электросталь