Ситуация на рынке труда постоянно меняется. Всё большее число работодателей при поиске сотрудников требуют не столько конкретные профессиональные навыки (hard skills), сколько надпрофессиональные навыки (soft skills). К ним относится множество коммуникационных, аналитических и иных умений. В изменчивой и нестабильной среде именно они помогают работнику оставаться эффективным. Основатель стратегического агентства DT-Team, автор обучающей платформы «Нейростратегия» Евгений Григорьев объясняет, зачем и почему предпринимателю нужны работники именно с прокаченными soft skills.
Действительно ли работодатели требуют надпрофессиональных навыков?
Если кратко, то да. Это следует из множества исследований и отчётов. Например, исследование Index Research на основе 11 миллионов вакансий от 620 тысяч немецких компаний. Его вывод: в большинстве вакансий есть требования к soft skills. Среди наиболее популярных запросов: умение работать в команде, независимость (самостоятельность), умение общаться, гибкость и ответственность.
Из публикации Всемирного экономического форума следует, что в десятке наиболее востребованных навыков 8 являются надпрофессиональными. Компании наиболее важными навыками для работников в 2023 году считают аналитическое и творческое мышление, жизнестойкость, гибкость, любознательность и готовность к обучению на протяжении всей жизни, надежность и внимание к деталям.
Почему растёт спрос на soft skills?
Если говорить проще, то компании обеспокоены тем, что сотрудники будут терять в профессионализме по мере развития и внедрения новых технологий. По оценкам работодателей, уровень квалификации 44% их работников в ближайшие 5 лет снизится.
Избежать проблем, связанных с этим, можно как раз за счёт умения работников адаптироваться и их готовности обучаться. А это и есть часть soft skills. Сейчас работодатели ждут, что их сотрудники будут осваивать новые навыки непосредственно на работе, а также за счёт переквалификации.
К слову, методики развития надпрофессиональных навыков всё активнее включаются в образовательный процесс и курсы повышения квалификации. Последние зачастую и работают над развитием soft skills: умением вести переговоры, наладить коммуникацию, управлять командой и т.п.
По прогнозам на 2023–2027 года наибольшей востребованностью при повышении квалификации будут пользоваться программы, развивающие аналитическое и творческое мышление, лидерство, улучшающие навыки работы с искусственным интеллектом и большими данными.
Что имеем в итоге?
Развитие и внедрение технологий – вот основная причина роста востребованности soft skills. Появление онлайн-платформ, культура удаленной работы и растущая цифровизация – вот то немногое, что увеличивает ценность soft skills, снижая ценность hard skills.
Тот же искусственный интеллект в ближайшее время может до неузнаваемости изменить работу в отдельных сферах. Мягкие навыки при этом устойчивы к переменам, позволяют лучше адаптироваться к новым условиям.
Этим и ценны для предпринимателя работники с развитыми soft skills – они остаются профессионалами в постоянно меняющейся среде.
