Напомним, 1 сентября 2022 года вступил в силу ФЗ №347-ФЗ, согласно которому теперь вся реклама в интернете, которая показывается на территории нашей страны, должна быть промаркирована.
А уже с 1 сентября этого года вступает в силу законопроект о штрафах за неисполнение требований по маркировке рекламы.
Юрист, член подмосковной «ОПОРЫ» Любовь Шаталина рассказала об основных моментах, о которых нужно знать бизнесу и с чего начать, чтобы промаркировать ваши креативы.
01 августа этого года Роскомнадзор напомнил следующее:
«Согласно закону «О рекламе», с 1 сентября 2022 года участники рекламного рынка обязаны маркировать интернет-рекламу и передавать данные о ее размещениях в Роскомнадзор.
Мониторинг рекламных публикаций в интернете показывает, что не все участники рынка исполняют требования закона.
В этой связи напоминаем, что уже через месяц, с 1 сентября 2023 года, вводятся штрафы за отсутствие маркировки интернет-рекламы: от ₽10 тыс. до ₽100 тыс. для физических лиц, от ₽200 тыс. до ₽500 тыс. для юридических лиц.
Призываем не медлить и получить идентификатор на новый и уже демонстрирующийся рекламный контент сейчас!».
Таким образом, хоть у всех «на слуху» дата 01 сентября 2023 года, обязанность маркировать интернет-рекламу к этой дате будет существовать уже год.
Для чего вообще нужна маркировка? Ее ввели с целью «прослеживаемости рекламы». Вся интернет-реклама будет собираться Роскомнадзором в едином реестре интернет-рекламы (ЕРИР) и храниться там в течение 5 лет. По мнению ведомства, это позволит защитить интересы потребителей, чтобы рекламу не давали мошенники и не вводили людей в заблуждение.
Также высказывалось мнение, что более половины рекламного рынка находится в теневой зоне, поэтому основная цель нововведений — отслеживать интернет-рекламу, установить за ней и денежными потоками целенаправленный контроль.
1 сентября этого года вступит в силу новая редакция ст. 14.3. КоАП РФ, которая устанавливает административную ответственность (штрафы) за нарушение ст. 18.1 Закона о рекламе для рекламодателей, рекламораспространителей, ОРС (операторов рекламных систем).
Напомню, основные формулировки.
Рекламодатель — изготовитель или продавец товара, либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо;
Рекламораспространитель — лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств. Например, это могут быть редакции сетевых СМИ, блогеры, а также владельцы сайтов, публикующие рекламные баннеры;
Оператор рекламных данных (ОРД) — компания, которая собирает информацию от всех участников цепочки рекламного размещения и передает ее в ЕРИР. ОРД имеют аккредитацию в Роскомнадзоре.
Оператор рекламной системы (ОРС) — лицо, которое обеспечивает работу рекламной системы, например «Яндекс-директ», «Вконтакте».
Как же маркировать рекламу, чтобы избежать штрафов? Необходимо соблюсти три пункта:
1. Пометка (слово) «реклама» должна быть видной, не сливаться с фоном, быть читаемой и различимой без специальных средств и устройств;
2. Указать рекламодателя и (или) его сайт: ООО «КАРУСЕЛЬ» (или сайт), или страницы сайта, где указана информация о рекламодателе (на практике также указывают ИНН,ОГРН);
3. Иметь идентификатор-токен (erid). Это буквенно-цифровая строка, маркер в кликовой ссылке, а также в меню AdChoices. Внутри маркера зашифрованы идентификатор ОРД и идентификатор креатива, присвоенный креативу этим ОРД. Идентификатор рекламы, содержащийся в пометке, должен быть доступен для визуализации, в т.ч. посредством использования программных средств.
Как будут выявляться нарушения?
С помощью выборочной автоматизированной проверки Роскомнадзором и жалоб «со стороны» на отсутствие маркировки рекламы, к примеру, от недовольных клиентов или недобросовестных конкурентов.
С чего начать тем, кто еще не начал соблюдать Закон о рекламе:
- провести аудит своих рекламных материалов (креативов);
- определить (с помощью юриста или даже возможного обращения в ФАС России), какая информация будет являться рекламой, а какая нет с целью определения необходимости маркировки;
- обратиться в подходящее ОРД, как указал Роскомнадзор, и получить идентификатор на новый и уже демонстрирующийся рекламный контент. Чтобы реклама маркировалась, в ОРД нужно зарегистрироваться и регулярно передавать данные. Это делают сами рекламодатели или посредники, которым рекламодатель поручил маркировку.
Совет: если вы используете каналы продвижения, где нет своих автоматизированных ОРД, как у Яндекса или ВКонтакте, в этом случае оптимальным вариантом станет сотрудничество с рекламным агентством, на которое вы сможете переложить всю «техническую» работу.
