Авторское право: польза в работе на маркетплейс
Речь пойдет о самом интересном и увлекательном разделе сферы интеллектуальной собственности — авторском праве. В чем его польза, спросите вы? Зачем мне это нужно? Как оно защищает?
Во-первых, авторское право возникает в момент создания объекта интеллектуальной собственности, будь то описание карточки товара, фотография, эскиз, дизайн и тд.
Во-вторых, существует презумпция авторства, которая предполагает, что автором произведения признается лицо, которое указано на оригинале или экземпляре произведения в качестве автора при отсутствии иного доказательства (п.п. 3, 4 ст. 1259 ГК РФ).
В нашем случае это договор с моделью, техническое задание, чертежи, зарисовки, ну и самое главное, это зарегистрированное право в виде «Свидетельства о регистрации авторского права», где указан автор, правообладатель, заявитель и название проекта.
Так, в случае возникновения спора (любого спора по авторским правам) автору достаточно предоставить любой экземпляр своего произведения, на котором он указан в качестве автора каким-либо обычным способом (например, на титульном листе или в оглавлении).
В нашем случае это будет «Свидетельство о регистрации авторского права» или договор с автором, который по нашему техническому заданию выполнял ту или иную работу, а именно фотосессия, написание текста, дизайн карточки товара.
В совокупности этого будет достаточно для того, чтоб доказать свое авторство перед конкурентами или теми сэллерами, которые скопировали вашу интеллектуальную собственность (авторское право).
Однако, если другое лицо заявит соответствующие требования по поводу авторства и предоставит более ранний экземпляр произведения, на котором оно указано в качестве автора, презумпция авторства будет действовать в отношении него, пока не будет доказано обратное, в разрез представленным доказательствам.
Говоря иными словами, до тех пор, пока кто-то не опроверг ваши права авторства, вы являетесь указанным автором того или иного произведения. В связи с чем, всегда нужно подкрепляться и обезопасить себя документами, подтверждающие ваше авторство или право на это авторство.
В данном случае ст. 1267 ГК РФ закрепляет, что презумпция действует только в отношении самого автора. Любые иные лица (наследники, издательства, киностудии и так далее) для обоснования своих прав должны представить доказательства перехода к ним первоначально возникших у автора имущественных авторских прав, в нашем случае, как ранее и говорили, это договор с автором.
Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и 70 лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора (п. 1 ст. 1281 ГК РФ).
Управление имущественными правами на объекты интеллектуальной собственности в международном и в российском законодательстве, приоритет по управлению исключительными правами на произведение имеет сам правообладатель. Управление данными правами иными лицами или организациями возможно лишь в случаях получения полномочий непосредственно от правообладателя, за исключением небольшого количества ограничений в силу закона.
Также в силу общепринятых обозначений с целью информирования пользователей и возможных нарушителей вашего авторского права можно информировать о том, что ваш продукт защищён. Итак, на что же можно поставить обозначение знака копирайта, то есть указание на авторство? Знак копирайта считается символом авторского права, это значок ©️, достаточно распространенное обозначение.
Итак, в каких случаях его можно применять, ставить на своем произведении?
Его можно ставить на все, что охватывает авторское право. Знак помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из следующих элементов: латинской буквы С в окружности, имени или наименования правообладателя и года первого опубликования (ст. 1271 ГК РФ).
Автор: Юрист по защите предпринимателей на площадках маркетплейс, член подмосковного отделения «ОПОРЫ РОССИИ» Кирилл Пирогов