Юрист рассказала об основных налоговых изменениях для бизнеса
Член подмосковной «ОПОРЫ», юрист Любовь Шаталина посетила 20-ый Всероссийский налоговый форум и специально для наших читателей подготовила материал, где рассказала о самых актуальных новостях.
1.Нарушения п. 1 ст. 54.1 Налогового кодекса РФ.
Заместитель Начальника Контрольного управления ФНС России Константин Новоселов отметил, что среди предпринимателей лидируют нарушения п. 1 ст. 54.1. Налогового Кодекса РФ.
Согласно п. 1 ст. 54.1. НК РФ не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.
Было высказано, что налоговыми инспекциями оценивается именно умышленный характер действий предпринимателей при нарушениях ст. 54.1. НК РФ и проще предпринимателям самим (добровольно) уточнять свои налоговые обязательства. При этом также у предпринимателей есть право на возражения на претензии налоговых органов и налоговые инспекции проводят тщательный предпроверочный анализ.
Если предприниматели отказываются «добровольно» уточнить свои налоговые обязательства, следует тематическая выездная проверка налоговой инспекции. При этом бизнес считает, что добровольное декларирование не достаточно регламентировано.
Если действия предпринимателя по ст. 54.1. НК РФ носят умышленный характер, следует штраф -40%.
Напомним, что согласно п. 3 ст. 122 Налогового Кодекса РФ умышленная неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов) в результате занижения налоговой базы (базы для исчисления страховых взносов), иного неправильного исчисления налога (сбора, страховых взносов) или других неправомерных действий (бездействия) влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора, страховых взносов).
2. Под особым контролем налоговых инспекций в 2024 году сделки бизнеса с самозанятыми, в связи с тем, что они нередко «прикрывают» фактически трудовые отношения.
Озвучены некоторые признаки «подмены» трудовых отношений при работе с самозанятыми.
Организационная зависимость самозанятого от заказчика-«работодателя»:
— условие «приема на работу»: если человек оформит самозанятость;
— заказчик распределяет самозанятых по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;
— заказчик определяет режим работы самозанятых, в т.ч. продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;
Инфраструктурная зависимость: самозанятый при работе использует инструменты, материалы оборудование заказчика-«работодателя» на территории заказчика.
Признаки трудового договора: закрепление в предмете договора с самозанятым трудовой функции (выполнение работ определенного рода, а не разового задания); неизменность суммы вознаграждения самозанятого.
Также отмечены критерии риска работы с самозанятыми:
— работа с более чем 10-ю самозанятыми за год;
— средняя продолжительность работы каждого самозанятого более трех месяцев за год;
— среднемесячный доход каждого самозанятого более 20-ти тысяч рублей.
Последствия переквалификации сделок с самозанятыми в трудовые отношения:
— доначисление НДФЛ и страховых взносов;
— начисление пени;
— привлечение к налоговой ответственности по ст. 123 Налогового Кодекса РФ (за неисполнение обязанностей налогового агента) и ст. 122 НК РФ (за неуплату страховых взносов);
— направление информации в региональные комиссии по противодействию нелегальной занятости и в территориальные трудовые инспекции.
Напомним, что согласно п. 1 ст. 123 НК РФ неправомерное неудержание и (или) неперечисление (неполное удержание и (или) перечисление) в установленный НК РФ срок сумм налога, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, |
влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от суммы, подлежащей удержанию и (или) перечислению
Среди рисков отмечено, что нередко при регистрации самозанятые указывают электронный адрес заказчика (предпринимателя), чем фактически «сдают его инспекции», либо при даче показаний в налоговой (по вызову инспекции) самозанятые могут сообщить, что заказчик попросил их зарегистрироваться в качестве самозанятого.
При этом, представителем налогового органа приведен пример, когда бизнесу можно обосновать работу с самозанятыми производственной необходимостью (внедрением новых производственных технологий) и это принимается налоговыми инспекциями.
Рекомендовано при работе с самозанятыми из договоров убрать формулировки, свидетельствующие о трудовых отношениях, «закрывающие» акты (по оказанным услугам, выполненным работам) с самозанятыми должны быть индивидуализированы (какие конкретно работы выполнены/услуги оказаны, их объем, в какие сроки).
Наличие статуса самозанятого можно проверить по ИНН на сайте ФНС России: https://npd.nalog.ru/check-status/.
Нельзя самозанятого непосредственно включать в деятельность компании и где есть постоянная потребность в услугах (например, бухгалтерских), в противном случае, это признаки трудовых отношений. Также налоговые инспекции мониторят сайты с вакансиями и могут видеть, кого на работу приглашают работодатели (с каким функционалом) и требованием об оформлении самозанятости «для приема на работу».
Представитель ФНС напомнил, что согласно ч. 4 ст. 5.27 КоАП РФ уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 тыс. до 20 тыс. рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 5 до 10 тыс. рублей; на юридических лиц — от 50 до 100 000 рублей.
При этом бизнес отметил, что зачастую нужные им специалисты сами не хотят трудоустраиваться и заключать трудовой договор.
Прозвучал вопрос из зала: если выявлены трудовые отношения, доначислен НДФЛ (13%), а самозанятый уже уплатил в бюджет налог 4%, то какой размер налога должен уплачивать работодатель: 13? Или дельту между 4 и 13%?
Ответ: суды считают, что налоговые инспекции должны учитывать уплаченный налог и доначислять «дельту». Однако есть налоговые инспекции, которые с этим не согласны и считают, что налог, уплаченный самозанятым, подлежит возврату, а выявленный нарушитель-работодатель должен оплатить 13% НДФЛ.
3. Амнистия по дроблению бизнеса.
Напомню, что в соответствии с поручением Президента РФ и принятым ФЗ от 12.07.2024 № 176-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ, отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов РФ» проводится налоговая амнистия для бизнеса.
Амнистия предусмотрена для компаний и предпринимателей, которые использовали схемы дробления бизнеса для оптимизации налогов. Если налогоплательщики в 2025-2026 годах добровольно откажутся от применения таких схем, то суммы доначисленных налогов, пеней и штрафов по результатам налоговых проверок за 2022-2024 годы будут списаны в порядке, определенном статьей 6 Закона 176-ФЗ.
То есть «государство простит долги, если будет отказ бизнеса от дробления с 2025 года».
Чтобы применить амнистию, не нужно подавать никаких заявлений.
Как можно отказаться от дробления? – изложено в вышеуказанных Рекомендациях. Главное, чтобы с 2025 года не было признаков дробления.
Отказ от дробления возможен, например путем:
— изменения организационной структуры бизнеса;
— перехода формально самостоятельных участников дробления бизнеса на общую систему налогообложения…
…перечень не исчерпывающий.
Если налогоплательщик отказался от дробления бизнеса с 1 января 2025 года, действие амнистии распространится на три года – налоговые периоды 2022, 2023 и 2024 годов.
Два года (2022 и 2023) попадут под амнистию, если отказ от дробления бизнеса за 2025 и (или) 2026 годы произойдет только после назначения выездной налоговой проверки за эти периоды. В этом случае налогоплательщик должен уточнить налоговые обязательства еще и за 2024 год.
Константин Новоселов обратил внимание, что на сайте ФНС России размещена информация в помощь бизнесу об условиях амнистии и как ею воспользоваться: https://www.nalog.gov.ru/rn77/promo/na/.
На сайте ФНС России размещены Рекомендации по применению налоговой амнистии дробления бизнеса в форме вопросов и ответов(далее также — Рекомендации):www.nalog.gov.ru/rn77/about_fts/about_nalog/15330228/», утв. Письмом ФНС России от 18.10.24 г.СД-4-2/11836@, а также различные Обзоры судебной практики и иные письма ФНС, касающиеся дробления.
Озвучено, что «дробление бизнеса» — это разделение единой предпринимательской деятельности между несколькими формально самостоятельными лицами (организациями, индивидуальными предпринимателями) (далее — группа лиц), в отношении которых осуществляется контроль одними и теми же лицами, направленное исключительно или преимущественно на занижение сумм налогов путем применения специальных налоговых режимов.
Отмечено, что судебная практика по этому вопросу давно сложилась. Никаких новых подходов к доказыванию дробления бизнеса нет.
Как следует из правовых позиций Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного СудаРФ (определения от 17.10.2022 № 301-ЭС22-11144, от 23.03.2022 № 307-ЭС21-17713, от23.03.2022 № 307-ЭС21-17087), «дробление бизнеса» представляет собой искусственное распределение доходов от реализации товаров (работ, услуг) между несколькими лицами, которыми прикрывается фактическая деятельность одного хозяйствующего субъекта, не отвечающего установленным законом условиям для применения преференциального налогового режима.
Исследуются следующие критерии дробления: операционная несамостоятельность участников схемы (от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средствиндивидуализации), а также причины разделения деятельности налогоплательщика.
При этом также отмечено, что признаки дробления бизнеса, не свидетельствуют автоматически о 100% дроблении, налоговые инспекции будут тщательно изучать как движется товар, денежные потоки, будут анализироваться условия договоров, будет исследоваться «фактура».
Подробнее о признаках дробления смотрите Письмо ФНС и Минфина от 16 июля 2024 г. № БВ-4-7/8051@, которое также размещено на сайте ФНС: https://www.nalog.gov.ru/rn77/promo/na/.
На вопрос, будут ли передаваться материалы «по дроблению» в следственные органы (п.3 ст. 32 НК РФ*), было отвечено, что нет, но при этом есть особенности, установленные п. 22 Рекомендаций.
В п. 22 Рекомендаций идет речь об уголовной ответственности по ст.УК РФ:
— ст. 198. Уклонение физического лица от уплаты налогов, сборов и (или) физического лица — плательщика страховых взносов от уплаты страховых взносов;
— ст. 199. Уклонение от уплаты налогов, сборов, подлежащих уплате организацией, и (или) страховых взносов, подлежащих уплате организацией — плательщиком страховых взносов
— ст. 199.1. Неисполнение обязанностей налогового агента.
Обязательными условиями, предшествующими направлению материалов в органы предварительного следствия, согласно п. 3 ст. 32 НК РФ* являются вступление в силу решения по результатам налоговой проверки и неисполнение обязанности по уплате сумм недоимок, указанных в таком решении.
Напомню, что согласно п. 3 ст. 32 НК РФ если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом, плательщиком страховых взносов) в соответствии со ст. 45 НК РФ в полном объеме обязанности по уплате сумм недоимок, указанных в таком решении, в отношении неисполненной обязанности, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 УК РФ для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
На какие случаи не распространяется механизм налоговой амнистии?
Амнистия не применяется:
— если налогоплательщик не отказался от дробления бизнеса в 2025 — 2026 годах;
— если дробление бизнеса выявлено за периоды 2021 года и ранее;
— если решение по результатам налоговой проверки за налоговые периоды 2022-2024 годов вступило в силу до 12.07.2024.
Амнистия распространяется «не на все случаи» (нельзя применять к случаям занижения заработной платы, сокрытия з/п, неуплаты страховых взносов и пр.). То есть амнистия не распространяется, например, на НДФЛ и страховые взносы, доначисленные в связи с занижением (сокрытием) заработной платы (не связаны с дроблением бизнеса). Остальные случаи «нераспространения» — смотрите в Рекомендациях.
Также в ходе круглого стола прозвучала следующая информация:
Сумма доначислений налогов по результатам камеральных налоговых проверок за первое полугодие 2024 года выросла на 30%по сравнению с 2020 г. (в основном был доначислен НДС);
Сумма доначислений налогов по результатам выездных налоговых проверок за первое полугодие 2024 года выросла на 130%по сравнению с 2020 г.
Юрист Любовь Шаталина