«Регуляторную гильотину» обсудили на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме

«Регуляторную гильотину» обсудили на Санкт-Петербургском международном экономическом форуме

Жесткие кадровые перестановки обещают в Правительстве в случае пробуксовки закона об обязательных требованиях.

Заместитель председателя Правительства РФ Константин Чучейко: «Контрольно-надзорные органы должны понимать: по-старому жить уже нельзя».

Получится ли избавить российский бизнес от избыточных требований и можно ли ускорить и оптимизировать этот процесс? Можно ли перенять опыт зарубежных стран, где менее чем за год удалось значительно сократить количество требований к предпринимателям? Какие пункты в законе об обязательных требованиях следует оставить, а какие — проработать более подробно?

Обо всем этом говорили в рамках дискуссии на тему пресловутой «регуляторной гильотины», где позицию бизнес-сообщества озвучил первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», лидер подмосковного отделения организации Владислав Корочкин.

В обсуждении также приняли участие представители Правительства РФ, Министерства экономического развития, главный бизнес-омбудсмен РФ Борис Титов, предприниматели со всех регионов нашей страны.

Заместитель председателя Правительства РФ Константин Чучейко отметил, что нужно перестать «пилить стружки», говорить о шокирующем количестве избыточных требований к бизнесу (к слову, эксперты насчитали их более 2 млн, — прим. ред), а начать действовать.

Да, в Правительстве признают, что бизнес страдает от гнета огромного количества требований, и готовы сделать всё, чтобы ситуацию изменить. Многие требования, кажущиеся общественности абсурдными и смешными (например такие, как история со школьным компотом, который должен иметь температуру 14 градусов), у бизнеса улыбку не вызывают. Ведь именно он должен не только знать (!) все многочисленные требования, которые предъявляются всевозможными ведомствами, но и исполнять их!

Представитель Правительства отметил, что нужно забыть о такой практике, когда ведомство само формирует правила игры, а потом само же их контролирует. В Правительстве считают, что требования необходимо разделить по принципу риск-ориентированного подхода. Чем менее опасно для общества деятельность предпринимателя, тем меньше требований нужно предъявлять к его действиям. По мнению зампреда Правительства РФ, несмотря на то, что мы находимся в самом начале пути и только формируем новую концепцию обязательных требований, контрольно-надзорные органы должны понимать: по-старому жить уже не получится.

«Вавилонская башня» или как заставить все ведомства говорить на одном языке

Савва Шипов, заместитель министра экономического развития РФ отметил, что работа над законом об обязательных требованиях напоминает знаменитую вавилонскую башню, когда говорившие на разных языках люди не понимали друг друга. Так и здесь: нередки ситуации, когда разные ведомства принимают противоречащие друг другу требования, или наоборот, делают их взаимоисключающими. А требования должны быть, в первую очередь, понятны для бизнеса!

Кроме этого, необходимо ограничивать действие того или иного требования по времени. Пока предлагаемый срок — 5 лет. Этот момент связан с тем, что у нас до сих пор существуют морально устаревшие требования, принятые десятки лет назад.

Еще один момент — территориальный. По мнению чиновников, некоторые требования не нужно вводить на территории всей страны, здесь важны пилотные проекты и постепенность.

Борис Титов: «Каждое четвертое (!) юридическое лицо у нас не только проверено, но и привлечено к ответственности».

Главный бизнес-омбудсмен страны Борис Титов напомнил, что смешные, избыточные, парадоксальные или тяжелые требования есть сегодня практически во всех видах контроля и практически во всех ведомствах. Пожалуй, меньше всего их осталось в МЧС РФ. По словам Титова, противопожарная служба проделала большую работу, требований стало меньше, ив 56% случаев они ограничиваются предупреждением, а не штрафом. Тогда как в других ведомствах эта цифра едва дотягивает до 10%.

Также Титов сообщил, что большинство предпринимателей говорят об увеличении нагрузки, несмотря на многочисленные декларации властей о поддержке бизнеса.

По словам правозащитника, каждое четвертое (!) юридическое лицо у нас не только проверено, но и привлечено к ответственности. При этом ответственность чиновников остается низкой.

Первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Владислав Корочкин, принявший участие в дискуссии, ответил на вопрос из зала о том, что делать с требованиями, которые прописаны не только в нашем законодательстве, но и привнесены из вне. Им вынуждены следовать предприниматели, ведущие работу в рамках международной деятельности.

Он отметил, что если в нашей стране есть возможность пересмотра таких требований, это необходимо сделать.

«В России старые, устаревшие, излишне грубые требования еще не закрепленные в правилах Евросоюза, не должны действовать. Придется убеждать наших партнеров в правильности и неизбежности этой позиции», — отметил Корочкин, добавив, что есть целый ряд обязательных требований, уже зафиксированных в документах Евросоюза, и их соответствие критериям регуляторной гильотины зачастую не выдерживает самой поверхностной критики.

«За последние годы нормотворческий механизм Евросоюза стал инструментом затягивания снаружи тех гаек, которые не удалось затянуть изнутри», — подчеркнул эксперт, отметив, что нередки ситуации, когда получивший негативные отзывы нормативный акты через какое-то время в виде отдельных пунктов появляются в регламентах работы Евросоюза. И бороться с этим нужно прежде всего в сфере правоприменения».

Пресс-служба Московского областного отделения «ОПОРЫ РОССИИ»

20:07
393
Нет комментариев. Ваш будет первым!