Простой: всё, что нужно знать работнику и работодателю

Простой: всё, что нужно знать работнику и работодателю

Рекомендации инспекции труда Московской области

Согласно ч. 3 ст. 72.2 Трудового Кодекса Российской Федерации, под простоем понимается временная приостановка работы по причинам экономического, технологического, технического или организационного характера. Простой может коснуться одного, нескольких либо всех сотрудников структурного подразделения или организации в целом.

Приостановка работы происходит, как правило:

— по вине работодателя (административное приостановление деятельности организации в силу различных нарушений, невыполнение договорных обязательств перед партнерами, приведшее к срыву графика поставки сырья или вывоза готовой продукции со склада, и т.д.);

— по вине работника (нарушение правил техники безопасности, повреждение производственного оборудования работником, и др.);

— по обстоятельствам, не зависящим ни от работника, ни от работодателя (погодные условия, стихийные бедствия, аварии или перебои в подаче воды, тепла, электроэнергии и т.п.).

Права и обязанности работника и работодателя в случае простоя

О начале простоя, вызванного поломкой оборудования и другими причинами, которые делают невозможным продолжение выполнения работником его трудовой функции, работник обязан сообщить своему непосредственному руководителю, иному представителю работодателя. Эту обязанность работник может исполнить устно или письменно.

Невыполнение работником данной обязанности является нарушением трудовой дисциплины и может повлечь дисциплинарную ответственность. Работодатель имеет право применять такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, увольнение по соответствующим основаниям. Следует особо заметить, что работодатель не имеет права привлекать работника к иным видам дисциплинарных взысканий. Такие взыскания, прямо не предусмотренные Трудовым Кодексом, подлежат отмене, а работодатель в этом случае привлекается к административной ответственности.

Если работник не уведомил работодателя о начале простоя и в результате работодателю был причинен имущественный ущерб, сотрудник может быть привлечен и к материальной ответственности.

Если работа приостановлена по инициативе работодателя, об этом необходимо известить работника.

Должны ли работники находиться на рабочих местах в период приостановки деятельности организации?

Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо исходить из определения рабочего времени и времени отдыха.

Рабочим признается время, в течение которого работник в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и условиями трудового договора должен исполнять трудовые обязанности. Время, когда работник свободен от выполнения трудовых обязанностей (например, выходные и нерабочие праздничные дни, отпуска, перерывы в течение рабочего дня), — это время отдыха. Сотрудник использует его по усмотрению. Период простоя является рабочим временем и ко времени отдыха не относится. В связи с чем, в период простоя работники обязаны находиться на рабочих местах.

Однако работодатель вправе разрешить сотрудникам не выходить на работу. В этом случае издается соответствующий приказ.

В случае катастрофы природного или техногенного характера, производственной аварии, несчастного случая на производстве, пожара, наводнения, голода, землетрясения, эпидемии или эпизоотии и в любых исключительных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части, работник может быть переведен без его согласия на срок до одного месяца на не обусловленную трудовым договором работу у того же работодателя для предотвращения указанных случаев или устранения их последствий.

Также, работник может быть временно переведен на другую работу у того работодателя, с которым заключен трудовой договор. Работа не должна быть противопоказана сотруднику по состоянию здоровья. Перевод, после которого предстоит выполнять работу более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.

При этом перевод на работу, требующую более низкой квалификации, допускается только с письменного согласия работника.

Стоит особо отметить, что работодатель не имеет права требовать от работника написания заявления о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы.

Отпуск без сохранения заработной платы может быть предоставлен работнику по семейным обстоятельствам и другим уважительным причинам. Подает работник такое заявление исключительно по своему желанию. Продолжительность отпуска определяется по соглашению между работником и работодателем.

Оплата времени простоя

Время простоя по вине работодателя оплачивается в размере не менее двух третей средней заработной платы работника.

Время простоя по причинам, не зависящим от работодателя и работника, оплачивается в размере не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально времени простоя.

Время простоя по вине работника не оплачивается.

13:41
607
Нет комментариев. Ваш будет первым!