Минфин предложил новый порядок ведения РНП

Минфин предложил новый порядок ведения РНП

Минфин опубликовал на федеральном портале проектов нормативных правовых актов проект постановления правительства РФ «О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)».

Проект документа в данный момент — в стадии общественного обсуждения. Ключевое нововведение касается механизма включения того или иного поставщика в Реестр недобросовестных поставщиков.

О том, что изменится в системе госзакупок, рассказывает председатель Комитета по госзакупкам подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ» Дмитрий Хрулев.

— Дмитрий, как вы оцениваете действующие правила ведения РНП? Не кажется ли вам, что они работают исключительно в интересах заказчика?

— В наших реалиях Заказчику выявить систематическое нарушение существенных условий контракта, а это и есть основание для внесения недобросовестных поставщиков, подрядчиков, исполнителей в РНП, не составляет никакого труда. Фактически, уже через два дня после заключения контракта Заказчик может направлять сведения о поставщике в РНП, не забывая оставить себе обеспечение исполнения контракта, которое может достигать до 30% от суммы контракта. Некоторые Заказчики этим правом пользуются, действуя при этом в рамках существующего законодательства.

Есть и другая сторона вопроса — недобросовестные поставщики умудряются исключить попадание в РНП из-за ошибок Заказчика при проведении процедуры включения поставщика в реестр РНП.

— Согласны ли вы с инициативой Минфина?

— Данная инициатива существенно сократит случаи нарушений Заказчиками направления поставщика в РНП, т.к. документы для такого обращения будут формироваться в ЕИС и направляться в соответствующий орган.

В случае, если участник закупок уклонится от заключения контракта, то данные сведения будут сформированы автоматически. Это упростит работу Заказчиков и исключит допущение формальных ошибок, позволяющих действительно недобросовестным поставщикам уходить от наказания в процессе рассмотрения их дела в ФАС.

Однако на участниках закупок (поставщиках) данная инициатива никак не скажется: им по-прежнему необходимо принимать участие на заседаниях ФАС, доказывая свою добросовестность.

— Возможно, стоит пойти дальше — например, сократить срок, в течение которого субъект МСП числится в РНП?

— Если комиссия ФАС или суд действительно признаёт обоснованность включения поставщика в РНП, то такой поставщик должен подвергнуться наказанию. И два года в данном случае — оптимальный срок.

— Легко ли субъекту МСП попасть в такой реестр случайно?

— Нет, случайно в РНП попасть нельзя — это миф. Для направлений сведений в РНП у Заказчика должны быть серьезные основания, о чем мы говорили выше. Обоснованность решений Заказчика определяет комиссия ФАС или суд.

Случайно могут подать в РНП только те субъекты МСП, кто «случайно» получил контракт — если Поставщик анализировал свои возможности и риски при подаче заявки, если он готовился к реальному исполнению контракта, то случайностей с РНП не бывает.

Однако зачастую внесение или невнесение поставщика в РНП зависит от того, насколько хорошо готов Поставщик к заседанию ФАС.

Тут, как и в суде, принцип состязательности никто не отменял. Как в суде адвокаты, так и профессиональные юристы на заседаниях ФАС помогают защититься от недобросовестных претензий Заказчика.

Пример: в 2020 году мы помогли нескольким субъектам МСП — из десяти проведенных заседаний комиссий ФАС на предмет включения поставщика в РНП — все в пользу поставщиков.

Основываясь на опыте поддержки МСП, мы убеждены, что по-настоящему добросовестным поставщикам опасаться попадания в РНП не нужно. Но подстраховаться, заручившись поддержкой опытных юристов — специалистов в сфере закупок, никогда не помешает.

14:48
511
Нет комментариев. Ваш будет первым!