Реформа контрольно-надзорной деятельности обеспечивает защиту общественных интересов

Реформа контрольно-надзорной деятельности обеспечивает защиту общественных интересов

Об этом заявила заместитель председателя комитета РСПП по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности, заместитель генерального директора по взаимодействию с органами государственной власти ООО УК «Металлоинвест» Юлия Шабала, выступая на круглом столе на площадке ТАСС, посвященном нововведениям в сфере контроля бизнеса, вступившим в силу с 1 июля 2021 года.

В круглом столе приняли участие статс-секретарь – заместитель министра экономического развития РФ Алексей Херсонцев, общественный омбудсмен уполномоченного при президенте РФ по защите прав предпринимателей, первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ» Марина Блудян, уполномоченный по защите прав предпринимателей в Москве Татьяна Минеева и член общественно-экспертного совета при Департаменте торговли и услуг г. Москвы, общественный уполномоченный в сфере ресторанного бизнеса г. Москвы Сергей Миронов.

Напомним, с 1 июля 2021 года вступает в силу принятый за год до этого закон о реформе контрольно-надзорной деятельности. Его цель — снизить административную нагрузку на бизнес и повысить эффективность контрольно-надзорной деятельности, внедрив риск-ориентированный и профилактический подходы.

В ходе круглого стола Алексей Херсонцев пояснил, что введение новых правил сместит акцент с проверок на профилактику и изменить культуру контроля над бизнесом. «Предотвращение должно превалировать над наказанием. Нужна профилактика — информирование контролируемых лиц, предостережение и разъяснение. Закон включает несколько видов специальных мер», — заметил Алексей Херсонцев. Он уточнил, что большое внимание уделяется цифровизации. Теперь каждому контрольному мероприятию присвоят свой QR-код. Факт проверки будет задокументирован в электронном формате.

Со своей стороны Ю. Шабала отметила, что принятие и вступление в силу норм нового законодательства является шагом вперед, при этом у бизнеса есть ряд опасений, связанных с новациями законодательства.

Она, в частности, отметила, что цифровой контроль дает очень существенные преимущества контролирующим органам — предприятия становятся полностью открытыми. При этом пока нет регламентирующих норм, которые обеспечили бы возможность предприятию провести корректирующие действия до проверки со стороны контролирующего органа.

По ее словам, обращает на себя внимание риск исключения видов контроля из-под действия норм закона. При этом задача заключается наоборот в том, чтобы начать возвращение под действие закона уже исключенных из него видов контроля.

Как отметил Ю. Шабала: «В законе предусмотрено большое количество разнообразных контрольных мероприятий. Их больше, чем было предусмотрено Федеральным законом № 294-ФЗ. С этим связаны определенные риски увеличения числа проверок взамен сокращения их длительности, что увеличивает нагрузку на бизнес».

Например, на новый вид контроля — инспекционный визит предусмотрен один рабочий день. При этом контрольные действия включают возможность осмотра, истребования документов, инструментального обследования. Таким образом, если раньше контрольный орган проводил проверку одной компании длительностью 3-7 рабочих дней, то теперь у него появляется возможность провести в 3-7 раз больше контрольных мероприятий. «Это риск дополнительной нагрузки на бизнес, сокращения возможностей для реагирования на действия контролирующих органов», — констатировала она.

Также опасения бизнеса вызывают введенные правила обжалования решений контролирующих органов. В частности, законом установлены очень короткие сроки для обжалования (для решения — 30 календарных дней, для предписания — 10 рабочих дней; для сравнения: при судебном обжаловании — 3 месяца).

Она призвала смягчить требования к срокам подачи жалобы, а также предусмотреть обязательное рассмотрение жалоб коллегиальными органами, полностью независимыми от подразделений, осуществляющих контрольные мероприятия.

Эксперт также напомнила о том, что опыт фактического моратория на проверки в 2020 году в связи с пандемией показал, что количество проверок, фактически, не влияет на рост происшествий.

Среди однозначно позитивных изменений заместитель председателя комитета РСПП по разрешительной и контрольно-надзорной деятельности назвала введение практики онлайн-консультирования. В качестве примера она привела сервис «Дежурный инспектор», созданный Рострудом. Он позволяет просмотреть 1000 вопросов и ответов по наиболее распространенным ситуациями. Пользователь может просмотреть часто задаваемые вопросы, задать свой вопрос и получить на него ответ на сайте в течение 4-5 рабочих дней. Данный сервис удобен и пользуется популярностью как у работников, так и работодателей.

Она призвала использовать этот опыт и другими ведомствами.

13:03
514
Нет комментариев. Ваш будет первым!