О видах досудебного урегулирования споров

О видах досудебного урегулирования споров

Автор: Евгения Черячукина, директор Центра медиации Автономной некоммерческой организации «Национальный исследовательский институт судебной экспертизы и медиации».

Досудебный порядок урегулирование спора является обязательным в установленных законом случаях или когда стороны об этом договорились.

В гражданском судопроизводстве досудебный порядок урегулирования спора является обязательным только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 4 статьи 3 ГПК РФ).

В арбитражном судопроизводстве такой порядок является обязательным: для споров, возникающих из гражданских правоотношений, в случаях, предусмотренных федеральным законом или договором; для споров, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, только в случаях, предусмотренных федеральным законом (часть 5 статьи 4 АПК РФ).

Чаще всего стороны используют претензионный порядок. При этом они формально обмениваются своими претензиями, как правило, сторона, направившая претензию, просто ждет положенных на ответ 30 дней, иногда получает отказ в удовлетворении претензии. Всё это, несомненно, не является урегулированием конфликта, и в редких случаях после направления претензии сторонам удается договориться.

Помимо претензионного порядка существуют и иные досудебные способы урегулирования споров, на одном из которых сегодня хотелось остановиться подробнее.

В Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации № 18 от 22 июня 2021 г. «О некоторых вопросах досудебного урегулирования споров, рассматриваемых в порядке гражданского и арбитражного судопроизводства» дается понятие досудебного урегулирования спора.

Под досудебным урегулированием следует понимать деятельность сторон спора до обращения в суд, осуществляемую ими самостоятельно (переговоры, претензионный порядок) либо с привлечением третьих лиц (например, медиаторов, финансового уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг), а также посредством обращения к уполномоченному органу публичной власти для разрешения спора в административном порядке.

Данная деятельность способствует реализации таких задач гражданского и арбитражного судопроизводства, как содействие мирному урегулированию споров, становлению и развитию партнерских и деловых отношений (статья 2 ГПК РФ, пункт 6 статьи 2 АПК РФ).

Претензионный порядок предусмотрен следующими нормативно-правовыми актами:

Федеральным законом от 10 января 2003 года № 18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (далее – Устав железнодорожного транспорта);

направление предложения об изменении или о расторжении договора – статьей 452 ГК РФ;

медиация – Федеральным законом от 27 июля 2010 года № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее − Закон о медиации);

обращение к уполномоченному по правам потребителей финансовых услуг (далее – финансовый уполномоченный) предусмотрено Федеральным законом от 4 июня 2018 года № 123-ФЗ «Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг» (далее – Закон о финансовом уполномоченном);

обращение с заявлением в вышестоящий государственный орган, обращение с жалобой в вышестоящий орган предусмотрены, например, пунктом 1 статьи 2, пунктом 2 статьи 138 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

Медиация становится обязательным досудебным урегулированием спора в том случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд (часть 1 статьи 4 Закона о медиации) или заменили предусмотренную федеральным законом процедуру досудебного урегулирования спора на медиацию при условии, что соответствующий федеральный закон позволяет изменить порядок такого урегулирования договором (например, часть 5 статьи 4 АПК РФ).

Для возможности проведения процедуры медиации, как обязательной процедуры досудебного урегулирования спора, необходимо предусмотреть такую возможность в тексте договора (медиативную оговорку). Возможно сразу определить кандидатуру медиатора или специализированной организации, имеющей право проводить процедуры медиации, также возможно распределить порядок несения расходов на проведение процедуры медиации. В случае необходимости желательно указать фамилию, имя и отчество эксперта, который может быть привлечен в процедуру медиации, если, например, речь идет о выполнении условий договора подряда или поставки, для определения качества поставляемой продукции или объемов выполненных работ. Давайте рассмотрим несколько возможных вариантов.

Медиативная оговорка может быть краткой или более расширенной в зависимости от желания сторон договора.

ВАРИАНТ 1 (пример):

Краткий.

1. Все споры между Сторонами подлежат урегулированию путем переговоров.

2. В случае возникновения любых споров, разногласий и требований, возникающих из настоящего Договора или в связи с ним, в том числе, касающихся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, Стороны обращаются к процедуре медиации в Центр медиации Автономной некоммерческой организации «------------») (далее – Центр медиации) на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», а также в соответствии с Регламентом указанного Центра медиации, устанавливающим правила проведения процедуры медиации. При не достижении Сторонами соглашения о выборе медиатора Центра медиации, вопрос о назначении медиатора решает директор Центра медиации.

3. Стороны обязуются урегулировать спор путем проведения процедуры медиации в течение «___» календарных дней со дня обращения в Центр медиации.

4. Стороны признают обязательным соблюдение досудебного порядка разрешения споров, указанного в пункте ___настоящего Договора.

Второй вариант – более подробный и закрепляет, в том числе, порядок проведения медиации в случае возникновения спора.

ВАРИАНТ 2 (пример):

1. В случае возникновения любых споров, разногласий и требований, возникающих из настоящего Договора или в связи с ним, в том числе, касающихся его исполнения, нарушения, прекращения или недействительности, Стороны обращаются к процедуре медиации в Автономную некоммерческую организацию «--------------» (далее – Центр медиации) на условиях и в порядке, предусмотренных Федеральным законом Российской Федерации от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)», а также в соответствии с Регламентом указанного Центра медиации, устанавливающим правила проведения процедуры медиации. При не достижении Сторонами соглашения о выборе медиатора Центра медиации, вопрос о назначении медиатора решает директор Центра медиации.

2. Стороны признают обязательным соблюдение досудебного порядка разрешения споров, указанного в пункте ___настоящего Договора.

3. В случае возникновения спора одна Сторона направляет другой Стороне письменное предложение урегулировать спор в процедуре медиации. Письменное предложение урегулировать спор в процедуре медиации также может быть сделано по просьбе Стороны медиатором.

Предложение о проведении процедуры медиации должно содержать сведения:

1) о предмете спора;

2) о медиаторе/ медиаторах из числа Центра медиации Автономной некоммерческой организации «---------------------»;

3) о порядке проведения процедуры медиации либо ссылкой на Регламент проведения процедуры медиации указанного Центра медиации;

4) об условиях участия сторон в расходах, связанных с проведением процедуры медиации;

5) о сроке проведения процедуры медиации, который не может превышать 180 дней с даты заключения соглашения о проведении процедуры медиации.

4. Сторона, получившая предложение, рассматривает его и направляет ответ в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты получения предложения.

4. Досудебный порядок урегулирования спора считается соблюденным по истечении 10 (десяти) рабочих дней с даты получения предложения урегулировать спор в процедуре медиации второй Стороной, в том числе в случае:

•получения отказа второй Стороны от проведения процедуры медиации;

•неполучения ответа второй Стороны на предложение урегулировать спор в процедуре медиации по истечении 10 (десяти) рабочих дней с даты получения второй Стороной предложения урегулировать спор в процедуре медиации;

•не заключения соглашения о проведении процедуры медиации в течение 20 (двадцати) рабочих дней с даты получения второй Стороной предложения о проведении процедуры медиации;

•не достижения Сторонами договоренностей по спорным вопросам в процедуре медиации;

•заключения между сторонами медиативного соглашения;

•решения медиатора о прекращении процедуры медиации в случаях неявки Сторон или их представителей для проведения переговоров без предварительного уведомления медиатора;

•прекращения процедуры медиации по другим основаниям, предусмотренным законодательством.

5. Расходы на оплату вознаграждения медиатора стороны несут в равных долях (иной порядок распределения расходов Стороны могут предусмотреть в соглашении о проведении процедуры медиации).

Содержание медиативной оговорки может быть еще более подробным. Всё зависит от желания сторон.

При этом, необходимо обратить внимание, что замена претензионного порядка урегулирования спора на досудебное урегулирование спора путем медиации или переговоров имеет нюансы и может быть признана судом несостоятельной.

Так в п.12 Обзора практики применения арбитражными судами положений процессуального законодательства об обязательном досудебном порядке урегулирования спора, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.07.2020 г., отмечается, что «иной (непретензионный) досудебный порядок урегулирования спора можно признать установленным договором, если в договоре содержатся положения о сроках и процедуре такого урегулирования».

По мнению суда кассационной инстанции, указание в договоре на урегулирование спора путем переговоров не может быть расценено как изменение обязательного досудебного порядка урегулирования споров, так как условия, порядок и сроки проведения переговоров в договоре не определены.

Полагаем, что предложенные выше варианты (примеры) медиативной оговорки отвечают необходимым требованиям, т.к. даже краткий вариант содержит ссылку на регламент проведения процедуры медиации Центром медиации. Это означает, что стороны определяют порядок проведения процедуры медиации, установленный регламентом Центра медиации.

Включение медиативной оговорки в текст договора позволит сторонам заранее договориться о применении процедуры медиации при возникновении любых споров, связанных с исполнением договора, «настроиться» на мирное урегулирование возможных конфликтов, сэкономить силы, нервы и средства, которые могут быть потрачены при длительных судебных разбирательствах.

Здесь есть одно «но». Несмотря на разъяснения Верховного Суда РФ в Постановлении Пленума № 18, Федеральный закон от 27.07.2010 № 193-ФЗ (ред. от 26.07.2019) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» (далее – Закон о медиации) в ч.1 ст.4 содержит несколько размытую формулировку, которая формально юридически «тормозит» широкое распространение медиативной оговорки.

В соответствии с данной нормой, в случае, если стороны заключили соглашение о применении процедуры медиации и в течение оговоренного для ее проведения срока обязались не обращаться в суд или третейский суд для разрешения спора, который возник или может возникнуть между сторонами, суд или третейский суд признает силу этого обязательства до тех пор, пока условия этого обязательства не будут выполнены, за исключением случая, если одной из сторон необходимо, по ее мнению, защитить свои права.

Таким образом, если стороны признали обязательным досудебный порядок урегулирования спора посредством медиации, но недобросовестная сторона решила сразу обратиться в суд, минуя этот этап, то суд встает перед выбором – принять иск со ссылкой на Закон о медиации либо возвратить исковое заявление со ссылкой на разъяснения Верховного Суда РФ.

Полагаем, что Закон о медиации требует изменений в этой части. Иначе обязательный досудебный порядок применения процедуры медиации так и останется существующим только на бумаге.

Федеральными законами обязательный досудебный порядок урегулирования спора предусмотрен в том числе по спорам:

• о заключении договора в обязательном порядке (пункт 1 статьи 445 ГК РФ);

• об изменении и о расторжении договора (пункт 2 статьи 452 ГК РФ);

• о заключении государственного или муниципального контракта (пункт 3 статьи 528, пункт 4 статьи 529 ГК РФ);

• о заключении договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 529 ГК РФ);

• о расторжении договора аренды, проката, аренды транспортных средств, аренды зданий и сооружений, аренды предприятий, финансовой аренды (часть 3 статьи 619 и статья 625 ГК РФ);

• о расторжении договора перевозки груза, пассажира, багажа, а также возмещении ущерба, причиненного при перевозке пассажира и багажа (пункт 2 статьи 795, статья 797 ГК РФ);

• о расторжении договора банковского счета (абзац второй пункта 4 статьи 859 ГК РФ);

• об изменении договора коммерческой концессии (пункт 1 статьи 1036 ГК РФ);

• о нарушении исключительных прав (пункт 51 статьи 1252 ГК РФ);

• о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака вследствие его неиспользования непрерывно в течение трех лет (пункт 1 статьи 1486 ГК РФ);

• об осуществлении страхового возмещения по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (пункт 51 статьи 141, пункт 1 статьи 161, пункт 3, абзац второй пункта 4 статьи 19 Федерального закона от 25 апреля 2002 года № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств», далее – Закон об ОСАГО);

• о возмещении страховщиком, который застраховал гражданскую ответственность лица, причинившего вред, в счет страхового возмещения вреда, возмещенного страховщиком, осуществившим прямое возмещение убытков (пункт 51 статьи 141 Закона об ОСАГО);

• о компенсационных выплатах по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (пункт 3, абзац второй пункта 4 статьи 19 Закона об ОСАГО);

• с участием потребителей финансовых услуг, предъявляющих к финансовым организациям, оказавшим им финансовые услуги, требования имущественного характера, а также требования, вытекающие из нарушения страховщиком порядка осуществления страхового возмещения, установленного Законом об ОСАГО (части 1 и 2 статьи 25 Закона о финансовом уполномоченном);

• о назначении обеспечения по страхованию, в том числе относительно размера обеспечения по страхованию, или об отказе в назначении обеспечения по страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (статья 152 Федерального закона от 24 июля 1998 года № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»);

• о цене на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя (часть 5 статьи 234 Федерального закона от 27 июля 2010 года № 190-ФЗ «О теплоснабжении»).

Данный порядок также предусмотрен федеральными законами по спорам, вытекающим из следующих договоров:

• воздушной перевозки груза или воздушной перевозки почты (пункт 3 статьи 124 Воздушного кодекса Российской Федерации);

• железнодорожной перевозки груза, грузобагажа, порожнего грузового вагона (статья 120 Устава железнодорожного транспорта);

• перевозки груза автомобильным транспортом (часть 2 статьи 39 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»);

• перевозки груза морским транспортом (пункт 1 статьи 403 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации);

• перевозки пассажира, багажа, груза или буксировки буксируемого объекта внутренним водным транспортом (пункт 1 статьи 161 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации, далее – Кодекс внутреннего водного транспорта);

• транспортной экспедиции, связанной с осуществлением предпринимательской деятельности (пункт 1 статьи 12 Федерального закона от 30 июня 2003 года № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности»); перевалки груза, связанной с осуществлением предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 25 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»); об оказании услуг связи, в том числе почтовой (пункт 4 статьи 55 Федерального закона от 7 июля 2003 года № 126-ФЗ «О связи», далее – Закон о связи; часть 7 статьи 37 Федерального закона от 17 июля 1999 года № 176-ФЗ «О почтовой связи», далее – Закон о почтовой связи).

Соответственно, по всем вышеперечисленным спорам возможно проведение процедуры медиации в качестве досудебного урегулирования споров.

В случае обращения в суд, досудебный порядок урегулирования спора в виде примирительной процедуры (например, переговоров, медиации) считается соблюденным в случае представления истцом документов, подтверждающих использование соответствующей процедуры спорящими сторонами. Такими документами в том числе являются протокол разногласий, соглашение сторон о прекращении процедуры медиации без достижения согласия по имеющимся разногласиям, заявление об отказе от продолжения процедуры медиации (статья 14 Закона о медиации).

Если одна из сторон спора направила в письменной форме предложение об использовании примирительной процедуры, которая является обязательной в силу закона или договора (например, предложение о проведении переговоров, предложение об обращении к процедуре медиации), и в течение тридцати календарных дней со дня его направления или в течение иного указанного в предложении разумного срока не получила согласие другой стороны на использование данной процедуры, то такое предложение считается отклоненным, а досудебный порядок – соблюденным при условии приложения к обращению в суд документов, подтверждающих направление такого предложения (часть 4 статьи 3, пункты 3, 7 статьи 132 ГПК РФ, часть 5 статьи 4, пункты 7, 71 части 1 статьи 126 АПК РФ, часть 5 статьи 7 Закона о медиации).

Если федеральный закон, в котором установлена обязанность досудебного урегулирования спора, например абзац первый части 5 статьи 4 АПК РФ, позволяет изменить порядок такого урегулирования договором, то при наличии согласия спорящих сторон направление претензии может быть заменено другой примирительной процедурой, в том числе переговорами или медиацией, даже при условии, что стороны не согласовали соответствующий порядок досудебного урегулирования спора до его возникновения.

Особое внимание следует уделить тому, что если стороны прибегли к предусмотренному законом или договором досудебному порядку урегулирования спора (например, претензионному порядку, медиации), то течение срока исковой давности приостанавливается на срок, установленный законом или договором для проведения соответствующей процедуры, а при отсутствии такого срока − на шесть месяцев со дня ее начала (пункт 3 статьи 202 ГК РФ) (п.35 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.)

В случае соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора ранее указанного срока течение срока исковой давности приостанавливается на срок фактического соблюдения такого порядка. Например, течение срока исковой давности будет приостановлено с момента направления претензии до момента получения отказа в ее удовлетворении. После соблюдения сторонами досудебного порядка урегулирования спора течение срока исковой давности продолжается (пункт 4 статьи 202 ГК РФ). Правило об увеличении срока исковой давности до шести месяцев в этом случае не применяется.

Как видим, помимо традиционной формальной претензионной работы, стороны могут использовать и иные способы, которые могут оказаться более действенными и не такими затратными для спорящих сторон.

Включайте медиативную оговорку в договор, расширяйте средства своей защиты и экономьте ваши время и деньги.

Те, у кого она уже есть, научились договариваться при помощи посредника- медиатора вне суда.

13:09
1020
Нет комментариев. Ваш будет первым!