Напомним, в апреле мы провели масштабный форум, посвященный теме частного образования.
А сегодня публикуем предложения от секции «Инклюзивное образование» в итоговый меморандум регионального этапа Форума частного образования в Московской области, состоявшегося 9 апреля 2024 г. в Балашихе
Воспитание и обучение детей-инвалидов на дому является одной из мер расширения доступности общего образования, создает возможность обучения детей-инвалидов по общеобразовательным программам начального общего образования, основного общего образования, с учетом их психофизических и индивидуальных возможностей, проведения индивидуальных коррекционных мероприятий, организации социальной адаптации и интеграции в общество, а также оказания своевременной консультативно- методической помощи родителям (законным представителям) по воспитанию и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья в Московской области.
Для детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья временно или постоянно не могут посещать общеобразовательные учреждения, специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья, органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей) обеспечивают обучение этих детей на дому.
Родители (законные представители) для организации обучения детей-инвалидов на дому организуют рабочее место ребенку-инвалиду и учителю, в соответствии с расписанием уроков готовят ребенка-инвалида к уроку. Родители (законные представители) могут при обучении ребенка-инвалида на дому дополнительно приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида.
Для обучения на дому детей-инвалидов по реализации образовательных программ общеобразовательных учреждений, в том числе программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов, образовательным учреждением составляется учебный план на основе областного базисного учебного плана с учетом индивидуальных особенностей и психофизических возможностей детей- инвалидов. Учебный план согласовывается с муниципальным органом управления образованием. Распределение количества часов учебного плана по предметам осуществляется образовательным учреждением по согласованию с родителями (законными представителями). Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, вправе осуществлять их обучение.
Родители (законные представители), имеющие детей-инвалидов, осуществляющие их обучение и воспитание самостоятельно, или дети-инвалиды которых обучаются в негосударственных дошкольных образовательных учреждениях, по сути взяв на себя функции государства, вправе получать компенсацию затрат на обучение и воспитание детей-инвалидов.
Законодательная инициатива заключается в том, чтобы на территории Московской области принять соответствующий нормативно-правовой акт, который бы позволял родителям (законным представителям) получать ежемесячную компенсацию затрат на обучение детей-инвалидов.
Дополнительные расходы, связанные с осуществлением обучения и воспитания ребенка-инвалида на дому и в негосударственном образовательном учреждении, сверх установленного норматива финансирования будет осуществляться родителями (законными представителями) самостоятельно.
Полагаю, что данная законодательная инициатива не только создаст вариативность выбора родителями детей-инвалидов (законных представителей) образовательной модели, но и создаст благоприятные финансовые условия для развития частных образовательных и частных социальных центров для детей-инвалидов в Московской области.
Модератор секции «Инклюзивное образование», член подмосковной «ОПОРЫ РОССИИ» Сергей Корчагин